СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный учитель

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Современный учитель»

Современный учитель информатики в 21 веке и основные ключевые компетенции


Т.А.Орлова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 – МБОУ гимназия №4

140563, Российская Федерация, Московская область, г. Озёры, микрорайон им. маршала Катукова


Аннотация

Статья посвящена вопросам профессиональным компетенциям педагога информатики и ИКТ находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные потребности.

Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития, как главного требования времени. Оно обращено и к профессионалам системы образования, в частности, и к преподавателям школ.

Ключевые слова: информатизация, образование, инновационная методика, современный учитель, компетенции, ИКТ-технологии, обучение.

Сведения об авторе

Орлова Татьяна Алексеевна, педагог информатики, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №4, Москоская область г.о.Озёры, t.kadykova@mail.ru


Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации.

Кто они – современные учителя? 

Современный учитель – это профессионал, мастер своего дела. У успешного учителя – успешные ученики!

Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Это и есть одно из качеств современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности. 

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу».

XXI век - век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности. 
На уроке ученик и учитель -сотрудники. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. 
Главный работник на уроке - ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом... 

Сегодня знания и даже навыки (как отдельные элементы) устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным. Он позволяет стратегически видеть картину, обеспечивать высокую гибкость.

На мой взгляд основные ключевые компетенции, которые будут максимально востребованы в ближайшем будущем. Современный учитель должен обучить ими ребенка.

Компетенция 1. Мышление

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею. Сегодня для успеха недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой «кусочек цепи». Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком,  формировало эти системы из отдельных элементов и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия  мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями,  поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.

Компетенция 2. Предметная связь

Все больше профессий возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нам необходимо обучить детей, разбираться одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей.

Компетенция 3. ИКТ-технологии

В будущем ребенок должен освоить различные ИТ-системы, которые систематизируют работу и процессы. Владение ИТ-системами станет обязательным как навык работы в MSOffice сегодня.

Компетенция 4. Обучение

У обучающих развивают умение слушать и слышать друг друга. Современный учитель должен уметь объяснить ученику основы работы и сделать это корректно и эффективно. Так что ставка на эмоциональный интеллект по-прежнему актуальна.

Компетенция 5. Работа в команде

Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. На развитие эмпатии и навыков работы в команде (куда могут входить как те, кого «хочется обнять», так и гораздо менее близкие по духу товарищи), данное направление останется в «лидерах» обучения.

Компетенция 6. Мультикультурность и открытость

Это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных предметных областях, в команду следует представителей разных областей. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач.

Компетенция 7.  Осознанность

Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий»: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.

Компетенция 8. Коммуникация

Интернет поистине глобальная сеть. Поэтому мы будем общаться со всем большим количеством людей из разных уголков земного шара. При этом мы должны научиться доносить свои мысли и достигать своих целей на расстоянии, уметь ценить каждый контакт и такую важную «валюту» современности как внимание.

Я надеюсь, что часть из этих компетенций будут развиваться еще в школе, и умение «слушать» перестанет быть главным навыком выпускника.


Список литературы:

  1. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10. - С. 113-116.

  2. Балакина, Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. - Томск: ЦНТИ, 2004. - 198 с.

  3. Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - №5. - С. 41-42

  4. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – 879 с.

  5. 4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

  6. 5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

  7. 6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

  8. 7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.






Modern computer science teacher in the 21st century and key competencies


T. A. Orlova

Municipal budgetary educational institution gymnasium No. 4-MBOU gymnasium No. 4

140563, Russian Federation, Moscow region, Ozery, microdistrict. Marshal Katukov


Annotation

The article is devoted to questions of professional competences of the teacher of Informatics and ICT is in constant dynamics, adequately reacting to changes of requirements of pedagogical practice, actively influencing a condition of the information and educational environment and forming changing educational requirements.

Innovative processes in education have become an integral part of social development, as the main requirement of the time. It is addressed to professionals of the education system, in particular, and to school teachers.

Key words: Informatization, education, innovative methodology, modern teacher, competences, ICT technologies, training.

Information about the author

Orlova Tatyana Alekseevna, teacher of Informatics, Municipal budgetary educational institution of gymnasium No. 4, Moscow region, Ozery, [email protected]

The profession of a teacher is one of the most important in the modern world. The future of human civilization depends on the efforts of the teacher.

Who are they – modern teachers?

A modern teacher is a professional, a master of his craft. A successful teacher has successful students!

School is my life, something I can't imagine my future without. This is one of the qualities of a modern teacher working in a school of the XXI century – in a school where conditions are created for the child to be interested in acquiring knowledge, to engage in self-education, to have the opportunity to try their hand in different areas, including research activities.

Today, the teacher is not quite an easy task – to create conditions for the development of creative abilities, to develop students ' desire for creative perception of knowledge, to teach them to think independently, to fully realize their needs, to increase motivation to study subjects, to encourage their individual inclinations and talents. Role teachers – "stand not over, and near", "I will help", "I will support."

XXI century-the century of new information and communication technologies. And there is no doubt that the modern teacher needs to be competent in the field of ICT and implement them in the educational process. Lessons with the use of multimedia and the Internet increase interest in the studied material, increases the efficiency of independent work, there is an opportunity to realize their creative possibilities more widely.

The lesson of the disciple and the teacher -employees. Only in a business and friendly environment, the child will reveal and realize their capabilities.

The main worker in the lesson-the student. Modern requirements to the teacher are such that he helps the pupil to study most, brings up need for education.

Now there is a lot of talk about the competence of the teacher, about his professionalism, individual style of work, about the image of the teacher, empathy of the teacher, that the teacher should be an optimist...

Today, knowledge and even skills (as separate elements) become obsolete quite quickly, so the competence-based approach is the most promising. It allows you to strategically see the picture, provide high flexibility.

In my opinion, the main key competencies that will be most in demand in the near future. The modern teacher must teach them to the child.

Competence 1. Thinking

Possess research thinking, being able to organize the research work of students and lead it. Today, it is not enough to have knowledge or see your "piece of the chain" well for success. It is necessary to pass to thinking which would cover system entirely, would form these systems from separate elements and allowed to see how concrete changes influence set of key processes. We move from fragmentary perception to working with systems, building and maintaining coherence in our work. Even today we are dealing with constant changes, so the ability to see the relationship of different elements will lead to significant breakthroughs in the work.

Competence 2. Subject relationship

More and more professions arise at the junction of several disciplines. To solve many problems, we need to teach children to understand several areas of knowledge at the same time. They can create unexpected, unique, breakthrough solutions. This skill also allows you to learn faster, take the best from different areas.

Competence 3. ICT technologies

In the future, the child should master various it systems that systematize the work and processes. Knowledge of it systems will become a must as a skill in MSOffice today.

Competence 4. Training

At training develop ability to listen and hear each other. The modern teacher should be able to explain the basics of work to the student and do it correctly and effectively. So the bet on emotional intelligence is still relevant.

Competence 5. Team work

Processes become so complex that without teamwork it will be impossible to perform most tasks. On development empathy and skills work in team (far can enter as those, whom "want hug", so and much less close on spirit comrades), this direction will remain in "leaders" training.

Competence 6. Multiculturalism and openness

This requires an open mind, the ability to listen and hear alternative ideas, to perceive them, to be flexible. Since the best ideas can be born in different subject areas, the team should include representatives of different areas. It will require the ability to find a language with other people, accept them and use their opportunities to solve problems.

Competence 7. Mindfulness

As Pavel Luksha, head of the Atlas of new professions project, said: "Awareness is the key competence of the XXI century." It allows you to develop the skill of reflection, to make a conscious choice, to understand the characteristics of yourself and others. It helps to focus on the present and at the same time to see the future. This competence, which makes us more efficient and, at the same time, happier, allows us to listen to ourselves and ensure balance and harmony in our own lives.

Competence 8. Communication

The Internet is truly a global network. Therefore, we will communicate with all the large number of people from different parts of the globe. At the same time, we must learn to communicate our thoughts and achieve our goals at a distance, to be able to appreciate every contact and such an important "currency" of our time as attention.

I hope that some of these competencies will be developed in school, and the ability to "listen" will cease to be the main skill of the graduate.


List of references:

1. Elagina V. S. Formation of pedagogical competence of students of pedagogical University / / Modern high technologies. - 2010. - No. 10. - Pp. 113-116.

2. Balakina, L. L. communicative competence as a factor of adequate reflection in the education of modern information and communication culture. - Tomsk: scientific and technical information center, 2004. - 198 p.

3. Elagina V. S. Nemudraya E. Yu. communicative activity as an important component of pedagogical competence of the teacher / / international journal of experimental education. - 2009. - No. 5. - Pp. 41-42

4. Pedagogical encyclopedia. Vol. N-SN. - Moscow: Soviet encyclopedia, 1996. - 879 PP.

5. 4. Vvedensky V. N. Modeling of professional competence of the teacher. // Pedagogy. - 2003. - No. 10. Pp. 51-55.

6. 5. Lukyanova M. I. Psychological and pedagogical competence of the teacher. // Pedagogy. - 2001. - No. 10. - Pp. 56-61.

7. 6. Sorokina T. M. Development of professional competence of the future teacher by means of integrated educational content. //Primary school. - 2004. - No. 2. Pp. 110-114.

8. 7. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of personality-oriented paradigm. //Public education. - 2003. - No. 2. Pp. 58-64.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!