СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный учитель - какой он?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале статьи представлены сведения из истории, а именно -  8 обязанностей учителей в суфийском учении. Далее я рассматриваю функции современного учителя. Останавливаюсь на необходимости разделить понятия родительский заказ и общественный заказ. Затем представляю Вашему вниманию характеристики современного учителя. В заключении хочу задать вопрос: "Что нужно сделать. чтобы быть хорошим учителем и счастливым педагогом?" Ответ на данный вопрос вы узнаете, познакомившись с содержанием данной статьи.

Просмотр содержимого документа
«Современный учитель - какой он?»

Выступление Новоселовой О. А. на педсовете

по теме: «Современный учитель – какой он?»


Девиз выступления: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно

любить то, что преподаешь, и любить тех,

кому преподаешь»

В. Ключевский


Исследуя личность учителя как педагога-профессионала, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции. (Суфий-мудрец, учитель)



Восемь обязанностей учителя в суфийском учении

1. «Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми».

2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего за­кон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».

(Учитель обычно имел определенное занятие, свое ремесло, так что не зависел от учеников материально. Он должен был быть благо­дарен ученику за желание учиться, и работать на отдаленное будущее...)

3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».

4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен дейст­вовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попрека­ми...»

  1. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебре­жительно отзываться о других науках перед учениками».

  1. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот спосо­бен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не спо­собен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».

  2. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудо­умные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».

8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим де­лам изобличать во лжи свои слова», т.е. учитель в первую очередь не источ­ник информации, а живой пример эффективности учения.


Какими же должны быть мы – учителя современной школы?


Сегодняшний учитель выполняет огромное количество профессионально-социальных функций. В конце 90-х годов прошлого века новосибирские ученые выделили уже до 258 функций, которые выполняет учитель (например, информатор, вдохновитель, друг и т.д.) Эти «роли» складываются на основе тех «систем ожидания», которые предъявляют учителю родители, государство и т. д.

Например, родительские требования сформулированы достаточно однозначно: начиная с того, что учитель должен быть:

  • добропорядочным гражданином,

  • человеком с высокими моральными качествами,

  • профессионалом, владеть современными информационными технологиями.


Есть еще четко сформулированный социальный заказ учителя, заявленный и в национальной инициативе «Наша новая школа». Это:

  • исследователь,

  • воспитатель,

  • консультант,

  • руководитель проектов,

  • чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников,

  • открытый ко всему новому.


Встает вопрос – не слишком ли велика ноша для одного человека, а если это молодого выпускник вуза? Это очень высокая планка, очень высокая ответственность.


Сегодня перед учителем действительно встают задачи, которых не было буквально 15-20 лет назад, а именно: научить человека жить в современной высокотехнологичной среде. А в этом сначала нужно разобраться самому учителю. С одной стороны существует – заказ общества, с другой - родительский заказ. Насколько они соизмеримы?»

«Разделить эти понятия: родительский заказ и общественный заказ – это грамотная постановка вопроса. Российские родители, приходя в школу, спрашивают – как ведет себя ребенок, хорошо ли учится (т.е. если есть оценки 4 и 5, значит все хорошо – сможет поступить в вуз). Дальше родители, как правило, не прописывают образовательную траекторию детей, не спрашивают себя: «Мы даем образование – для чего?» В американской же школе родителей не интересуют оценки, они спрашивают – способен ли мой ребенок стать врачом или юристом. Это принципиально разные подходы. Нужно осознать – что общество хочет от школы и что от школы хочет родитель…».


Отметим, что составить единый образ «учителя» довольно сложно, потому что этапы эволюции психики ребёнка принципиально отличаются друг от друга - на каждом этапе система образования и учитель, как её представитель, выполняют разные цели и задачи. Например, учитель младших классов – это один образ, специализирующийся на глубоком понимании игры, как единственно возможного для этого возраста способа воздействия на детскую психику; учитель средних классов – это другой образ, пытающийся завоевать авторитет у подростков и, возможно, выступить в роли их кумира. Учитель старших классов – это третий образ, покоряющий неустоявшиеся психики старшеклассников мудростью, глубиной знаний жизни, доверительностью отношений.


Первая характеристика учителя: учитель – это, прежде всего профессиональный психолог. Здесь следует обратить внимание на такой момент, что учителям надо учиться самим быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.


Вторая характеристика учителя – это, прежде всего собственное совершенство: непрерывное самообразование, самовоспитание и саморазвитие.


Третья характеристика учителя – это его нетипичность. Нетипичность учителя должна проявлять в его отношении к своим обязанностям, в отношении к учительству как к творчеству. Вот насколько учитель отдан и вдохновлен своим трудом, терпелив в своём творчестве, настолько он велик, неповторим и авторитетен в глазах учеников и своих коллег.

Чем запомнился В. Сухомлинский – своей нетипичностью по отношению к детям. Вспомним, как он проводил занятие по письму у учеников младших классов: «Я поставил целью показать детям красоту и тончайшие  оттенки слова «луг». Мы расположились под склонившейся над прудом вербой. Вдали зеленел освещенный солнцем луг. Я рисую луг в своем альбоме; рисую коров и гусей, рассыпавшихся, как белые пушинки, и еле заметный дымок, и белое облачко над горизонтом. Дети очарованы красотой тихого утра и тоже рисуют. Я подписываю рисунок: «Луг». Для большинства малышей буквы — это рисунки. И каждый рисунок что-то напоминает. Что же? Стебелек травы. Перегнул стебелек — и получится рисунок «Л». Сложил два стебелька — вот и новый рисунок — «У». Дети подписывают рисунок словом «луг». Потом мы читаем это слово. Чуткость к музыке природы помогает детям почувствовать звучание слова. Слово читается — это чтение является не результатом длительных упражнений по звуковому анализу и синтезу, а сознательным воспроизведением звукового, музыкального образа, соответствующего зрительному образу слова, только что нарисованного детьми. При таком единстве восприятия одно­временно запоминаются и буква, и маленькое слово.

Возможно, пришло время изменить привычные стандарты и искать новые формы общения с детьми, например, сделать акцент на неформальном общении, возможно, больше использовать дистанционные средства общения, опираться на самообучение и самообразование, и т.п.


Четвёртая характеристика учителя – знание арсенала педагогических методов.

На сегодняшний момент современному учителя необходим индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Приходя на урок, учитель и ученик должны чувствовать себя сотрудниками. Такой способ позволит быть ребенку доброжелательным, он сможет раскрыть и реализовать свои возможности.

Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал, что современный учитель он выступает в виде исследователя, проводника, который ведет за собой детей для познания нового. Все мы сталкиваемся в жизни с такой ситуацией, когда у нас появляется ребенок, мы его кормим с ложечки, которую ему не даем в руки, но если мы так будем делать постоянно, то наш ребенок не научится питаться сам. Поэтому я считаю для учителя главное, чтобы ученик сам, собственными усилиями смог добывать для себя знания, и тогда мы сможем вырастить личность - ответственную, готовую к самовыражению и развитию.


Быть современным учителем трудно – но возможно.


Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы, чтоб быть хорошим учителем и счастливым педагогом, надо любить свою работу, получать от нее удовольствие, любить, ценить и уважать своих учеников. Как сказал Л.Н.Толстой: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель сочетает в себе любовь к делу и ученикам, он – современный учитель».


Наш учитель в современном мире –

Это путеводная звезда,

Это глас, несущийся в эфире,

Сила, движущая знаний поезда…

Управлять процессом обученья,

Груз ответственности на себе нести,

Навык шлифовать, учить общенью,

И в глазах учеников всегда расти,

Методом проектов на уроке

В совершенстве должен овладеть,

Постигать все тайны, знать истоки,

Проводить эксперимент уметь.


Закончить выступление хочется притчей...
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Поэтому если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. (Л. Н. Толстой).


Пожелание всем присутствующим:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения.

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство.

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями.

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

5. Сохранять оптимизм и веру в себя.