Муниципальное образование «Закаменский район»
МАОУ «Утатуйская СОШ»
Доклад
Современный урок бурятского языка в условиях внедрения ФГОС
Дымпилова Лада Николаевна, учитель начальных классов
Описание опыта использования современных образовательных технологий и/или информационных технологий по учебному предмету
Целостность учебно-воспитательного процесса как основная идея педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика
На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении бурятского языка, изучении и преподавании его в школах республики. В сферах СМИ, среди общественности обсуждается Проект «Закона об образовании». Я считаю, что возрождение и развитие России должно начинаться с возрождения духовной и материальной культуры народов страны, а язык есть отражение культуры народа, говорящего на нем.
Изучение бурятского языка – это благодатная среда познания истории народа, его духа, мировосприятия и мироощущения, воспитания любви и уважения, гордости за свой народ. Я считаю, что не утратило своей ценности и важности высказывание Л.В.Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит. ...Изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которую он воспринимает действительность». Поэтому изучение, сохранение и дальнейшее развитие бурятского языка, создание необходимых условий для приобщения учащихся к материальной и духовной культуре народа остается одной из главных задач системы образования республики.
Преподавание бурятского языка в городской школе отличается от преподавания в национальных школах, поскольку городские дети – буряты имеют разную языковую подготовку, большинство из них не владеют языком, есть дети, которые понимают речь, но не говорят. Исходя из этого, целью моей деятельности является формирование коммуникативной компетенции учащихся в межкультурном и межличностном общении, а также создание условий для принятия и осознания специфики национальной культуры.
Для достижения этой целевой установки я выдвигаю следующие задачи:
развитие интереса и мотивации в области изучения национально-регионального компонента посредством создания толерантных ситуаций общения в разных сферах деятельности (урочной, внеурочной, школьной и внешкольной);
формирование коммуникативных умений (говорение, аудирование, чтение и письмо) и развитие коммуникативной компетенции учащихся (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) с применением различных средств коммуникации и информации;
приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям бурятского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в сочетании с национальной и общечеловеческой культурами;
создание ситуаций успеха, одобрения и поддержки, положительных эмоций по отношению к учебной работе, к изучению бурятского языка через классную, внеклассную, внеурочную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Качество обученности и обучаемости зависят от того, как и какими технологиями обучения владеет учитель. Считаю, что применяемые мною технологии являются наиболее эффективными.
За время работы учителем бурятского языка я пришла к выводу, что технология коммуникативного метода – метода на основе общения - позволяет достигнуть реальных результатов для формирования коммуникативной компетенции, где уделяется большое внимание учету личностных особенностей ученика, коммуникативной мотивированности учебного процесса. В своей методической работе руководствуюсь методикой обучения бурятскому языку как государственному Э.П.Нанзатовой, С.Ц.Содномова, теорией и практикой интенсивного обучения Г.А.Китайгородской, Е.И.Пассова, И.Л.Бим, Конышевой А.В.