Современный урок-исследование как одна из эффективных форм развивающего обучения
В настоящее время перед преподавателями иностранного языка в средней общеобразовательной школе стоит задача сформировать личность, которая будет способна практически свободно участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно решать любые познавательные задачи.
Успешное решение данной задачи невозможно без формирования у обучающихся исследовательского поведения и развития исследовательских способностей как основы исследовательской деятельности в целом. Одним из эффективных путей можно рассматривать формирование и положительной мотивации, тесно связанной с познавательными интересами старшеклассников и осознанной потребностью в самостоятельном или партнёрском овладении новыми умениями и навыками.
Как известно, у обучающегося существует три возможных способа выйти за пределы собственной компетенции:
Cамостоятельно изобрести недостающий способ действия, т. е. перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную;
cамостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего – в книгах и Интернете;
запросить недостающие данные у знатока и умельца [5, с. 22].
Современное исследование, по мнению А. И. Савинкова, требует специфического личностного образования. В этом случае исследовательские способности школьников заключаются в стремлении к поиску, обработке и оценивании его результатов, а также в возможности использовать полученные результаты в дальнейшей практике.
На мой взгляд во время урока-исследования на иностранном языке ученики должны овладеть следующими необходимыми умениями:
умением видеть и актуализировать лингвистическую проблему;
умением формулировать, задавать и обсуждать проблемные вопросы;
умением выдвигать, формулировать и доказывать рабочие гипотезы;
умением давать определение языковым понятиям;
умением анализировать и классифицировать пути решения возникающей в ходе урока проблемы;
умением структурировать известный или полученный материал;
умением объяснять, доказывать и защищать свои идеи и предположения;
умением делать выводы и проверять их надёжность для качественной языковой коммуникации.
Организация всех этапов учебной деятельности школьников в соответствии с этапами научного исследования создает благоприятные условия для формирования умения учиться и других универсальных учебных действий, а, следовательно, практически всех метапредметных образовательных результатов, обозначенных в современных образовательных Стандартах.
К ним, по В. В. Давыдову, относятся:
Этапы учебно-исследовательской деятельности | Формируемые метапредметные результаты (цитировано из ФГОС ООО) |
Мотивация | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
Целеполагание |
Выдвижение гипотез | умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; |
Анализ гипотез | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; |
Поиск способов проверки гипотез | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
Планирование действий для проверки гипотез |
Проверка гипотез | умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Анализ полученных результатов | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, и делать выводы; |
Фиксация понятия в форме задания или модели | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Оценка нового понятия для решения проблемы | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Конкретизация применения нового способа, понятия, явления |
Самооценка степени овладения новым знанием | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Данная организация максимально способствует эффективному построению и проведению современного урока-исследования в старших классах. Приведу пример урока для обучающихся 9-10 классов на тему «Язык будущего», разработанного для участия в Международном конкурсе.
Исходя из собственного методического опыта могу утверждать, что наиболее сложным этапом данного типа урока является подготовительный этап, который необходим для выдвижения, анализа и поиска различных способов проверки одной или нескольких рабочих гипотез.
В начале урока ученикам было предложено посмотреть короткие видео сюжеты о коммуникации в разных странах, подготовленные заранее тремя группами учащихся. Эти видео демонстрирует трудности понимания обсуждаемой в процессе речевого общения информации на разных языках.
Затем в парах учащимся предлагается сформулировать основные проблемы коммуникантов и выдвинуть рабочую гипотезу для дальнейшего обсуждения. Если возникают затруднения в выдвижении или формулировке проблемных вопросов и рабочей гипотезы, необходимо предложить для обсуждения заранее подготовленные вопросы. Этот момент должен быть обязательно продуман и разработан учителем для сокращения времени на начальном этапе урока с элементами исследования. Для учеников были представлены следующие наводящие вопросы, которые впоследствии помогли школьникам самостоятельно сформулировать единую рабочую гипотезу:
Как влияет знание иностранного языка на эффективность коммуникации?
Какой иностранный язык можно считать языком науки, культуры, политики?
Можно ли создать единый международный язык для общения и развития?
Рабочую гипотезу – одну или несколько – рекомендуется зафиксировать на доске для визуального обращения в течение урока.
Одним из сложных этапов урока-исследования является этап планирования необходимых действий для подтверждения или опровержения рабочей гипотезы. Дело в том, что специфика иностранного языка часто требует рассмотрения проблемы с разных сторон – чисто лингвистической с учётом лексико-грамматических особенностей изучаемого языка, а также коммуникационной, основанной на страноведческом компоненте. Учитель, разрабатывая технологическую карту урока должен продумать все возможные нюансы предполагаемых действий и быть талантливым модератором этих действий.
На данном уроке ученикам был предложен заранее подготовленный план обсуждения рабочей гипотезы для эффективности и быстроты исследования. Ученики в группах обсудили и подготовили мини-доклады по фонетическим, грамматическим и лексическим особенностям единого международного языка.
Очень часто анализ полученных в ходе исследования результатов приводит к опровержению рабочей гипотезы. В этом случае перед педагогом стоит сложная задача – предложить свой вариант или с помощью наводящих вопросов вывести учащихся на новую траекторию обсуждения. Подобная конкретизация нового понятия или действия требует дополнительного времени, и многие преподаватели выбирают первый путь, однако, на мой взгляд, наиболее ценен второй вариант, когда школьники не просто отказываются от начального варианта, но самостоятельно и очень творчески предлагают новые идеи и формулировки.
В нашем случае ученики опровергли свою рабочую гипотезу и поставили новый вопрос: «Если создание нового международного языка не является эффективным, то какой иностранный язык может выполнять функцию языка политического, экономического и культурного общения?»
После обсуждения данного вопроса в мини-группах принимается окончательное решение, что языком международного общения можно считать английский язык как язык политических документов, экономических контрактов, образовательных программ, культурного общения и туризма.
В заключении, хочется остановится на последнем этапе урока-исследования – этапе рефлексии и самооценивания. На уроках иностранного языка данный этап позволяет не только выяснить овладение УУД и оценить метапредметные результаты, но и пролонгировать положительную мотивацию изучения иностранного языка. Если в контрольном листе оценивания у школьника в конце урока повышается первоначальный балл владения определённым навыком – от перевода со словарём до свободного речевого высказывания с элементами исследуемого языкового компонента, то его желание вновь изучить, повторить или совершенствовать исследуемое явление повышается многократно.
Приведу пример из урока с элементами исследования по теме «Страдательный залог» в 6 классе. Данное языковое явление чрезвычайно трудно не только для свободного использования в иноязычной речи, но и для понимания формообразования и перевода. Шестиклассники в ходе урока различными способами тренировали данную грамматическую категорию и самостоятельно разработали наиболее эффективные, с их точки зрения, карточки-подсказки, основанные на заданиях формата ОГЭ, что само по себе представляет ценную методическую помощь. Наконец, по окончании урока они заполнили листы самооценки употребления страдательного залога в английском языке и убедились в положительном влиянии заданий педагога и своих собственных дидактических материалов для конкретизации применения изучаемого грамматического явления и высокой степени его овладения.
Особое внимание необходимо уделить на уроках с элементами исследования парной и групповой деятельности, которая в значительной степени снижает психологический страх школьников и повышает вероятность участия слабых учеников в обсуждении проблемы и поиске её решения. Данная форма работы позволяет каждому обучаемому выразить свою собственную мысль на иностранном языке, что, несомненно, повышает мотивационный уровень и способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий.