Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
И все же, что такое современный урок?
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Плюсы | Минусы |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. | Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. |
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. | Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». |
На уроке уделяется равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. | Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. |
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. | Существующие программы, учебники, пособия не всегда соответствуют нормативным документам и современным требованиям к подготовке выпускника. Невозможность самореализации личности педагога и учащихся. |
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это традиционно.
Так может и не стоит ничего менять? Чтобы начать какие изменения в своей работе – учителя должны увидеть смысл, «замотивировать» себя. Прежде всего, надо ответить на вопрос, почему понятие «современный урок» находится в постоянной динамике? Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна. Вот несколько причин, доказывающих это:
Развитие таких наук, как педагогика, дидактика, методика, психология ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок.
В настоящее время наблюдается переход от общества индустриального к информационному обществу. В свое время продуктом индустриальной революции явилось создание закрытой учебной архитектуры (фиксированная технология учебного процесса, замкнутый набор доступных учителю методических средств, единые учебники, строгая нормативная регламентация деятельности участников образовательного процесса и т.д.). Сегодня закрытая учебная архитектура традиционной школы вступает в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Эта возможность обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет. Переход к информационному обществу – это трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы образования.
В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон процесса обучения.
развития общества на современном этапе реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных. Все в большей степени нарастает объем информации, уметь ориентироваться в котором следует образованному человеку XXI века. Наряду с этим происходит быстрое обесценивание предыдущего опыта, возникают принципиально новые задачи, нарастает их множественность. Владение ключевыми компетенциями, а не энциклопедичность знаний, формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается сейчас как основа успешной профессиональной адаптации человека в обществе.
При соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения, а значит и образования.
Способность учиться, осваивать новые формы и методы обучения оказалась по силам многим нашим учителям.
Критерии эффективности современного урока.
-Использование на уроке современных педагогических и компьютерных технологий
-Обучение через открытие.
-Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
-Развитие личности.
-Демократичность, открытость.
-Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
-Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
-Ученики в коллективном поиске приходят к открытию.
-Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
-Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
1.Уроки «открытия» нового знания;
2.уроки рефлексии; .
3.уроки общеметодологической направленности;
4.уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели урока каждого типа.
Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4.Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Анкета для учителей: Анкета «Стиль преподавателя»
1. Если класс не приведен в порядок
1. моя реакция зависит от ситуации
2. я не обращаю на это внимание
3. не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1. в зависимости от ситуации
2. нет
3. да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1. предлагает простор для творчества
2. не вмешивается в мою работу
3. дает четкие указания
4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1.в зависимости от ситуации
2. предпочитаю импровизацию
3. всегда
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1. предпочитаю выяснить отношения
2. игнорирую этот факт
3. плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1. я пытаюсь принять его точку зрения
2. перевожу разговор на другую тему
3.стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7. По- моему мнению в школьном коллективе важнее всего
1. работать творчески
2. отсутствие конфликтов
3. трудовая дисциплина
8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1. нет, это недопустимо
2. затрудняюсь ответить
3. если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1. можно эффективно использовать
2.лучше игнорировать
3. только мешают учебному процессу
10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1. нет
2. когда как
3не знаю
Посчитайте сколько у вас 1, 2 и 3.
Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
Преобладание 2 варианта ответа указывает на то, что педагог иногда уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся часто осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях может проявить нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)