Современный урок (учебное занятие)
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
(В.А. Сухомлинский)
1.Урок в современной системе обучения
2.Требования к современному уроку (учебному занятию)
3. Изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика» уже более 400 лет. Но как бы не менялись цели и содержание образования, сколько бы не появлялось новых средств и педагогических технологий, урок (учебное занятие) до сих пор остается основной формой обучения.
Что такое урок (учебное занятие)? Это:
- одна из форм общения (передачи опыта), цель которого - взаимное обогащение знаниями и духовными ценностями. В древне русском языке – слово «урок» означает «урекать», «урочить», т.е. испортить, навредить, детские болезни, поэтому в современной педагогике актуальным является девиз «не навреди»;
одна из основных форм организации образовательного процесса, при помощи которой осуществляется обучение, воспитание и развитие личности;
определенное время, отведенное в расписании для общения (диалога) между педагогом и обучающимися. В.И. Даль дает определение уроку как учению в назначенный час.
организационная единица учебного процесса, в результате которого происходит взаимодействие педагога и обучающегося, усвоение обучающимися знаний, формирование и развитие умений и навыков;
логически завершенный, целостный отрезок учебно-воспитательного процесса, ограниченный хронологическими (временными) рамками, целями, содержанием, формами, методами, средствами и составом участников образовательного процесса.
Большинство ученых считают урок формой организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения с группой обучающихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. За время обучения в школе ученик посещает около 10000 уроков.
М.Н. Скаткин дает следующее определение урока: «Урок – это «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. ….это «систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени»
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов рассматривают урок как такую форму организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Ю.К. Бабанский определяет урок как форму организации обучения, которая обеспечивает активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определённого возраста и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-познавательных задач.
В этой форме организации обучения представлены все компоненты целостного педагогического процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Содержание образования
Деятель-ность
обучающихся
Цель
Деятель-ность
педагога
Результат
Методы
обучения и контроля
Средства
обучения
Формы
орган. деят.
Рис. 1. Целостный педагогический процесс
Основные компоненты урока (учебного занятия):
Организационный – организация учебной группы (класса) в течение всего занятия (урока), готовность обучающихся, порядок и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на все учебное занятие, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всём курсе.
Коммуникативный – уровень общения педагога с обучающимися.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа занятия (урока), темы, данного класса (учебной группы) и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности обучающегося на занятии (уроке) для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический – подведение итогов учебного занятия, анализ деятельности обучающихся, анализ результатов собственной деятельности по организации занятия (урока).
Функции учебного занятия (урока):
Образовательная функция состоит в ее способности формировать у обучающихся определенные ЗУНы, мотивировать на учение.
Воспитывающая функция заключается в его содержании (учебном материале), формах организации образовательного процесса на данном занятии, методах обучения и воспитания, направленных на достижение целей развития личностного потенциала обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, а так же личности педагога и стиле его общения с обучающимися; в самовоспитании обучающихся.
Развивающая функция - нацеленность занятия на развитие психологических качеств: способностей, внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.
Контролирующая функция реализуется посредством мониторинга достижений обучающихся (текущий, промежуточный, итоговый контроль); объективности оценки уровня обученности; создания возможности для взаимооценки и самооценки.
Основная функция современного урока (учебного занятия) - целостное формирование и развитие личности обучающегося.
В условиях модернизации образования существенно изменилась образовательная политика и требования к уроку (учебному занятию). Прежде всего, нужно отметить, что принципиальным отличием образовательной политики является ориентация образовательных стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные, но и метапредметные, а так же личностные результаты. Сама жизнь диктует нам изменения к учебно-госпитальному процессу. Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Современный урок (учебное занятие) – это относящийся к настоящему, текущему времени; стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени; актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
«Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ» (Конаржевский Ю.А.).
Современное учебное занятие - это сложная, динамичная, социальная и деятельностная система одновременно, основанная на субьект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися (S S). Она представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему; обусловливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентоспособности его экономики, нравственными и моральными ценностями; каждый отдельно взятый урок (учебное занятие) органически связан с предыдущими и последующими в системе уроков. Это форма технологичной организации учебной деятельности обучающегося по достижению целей образования как результата ученика.
Что определяет характер современного урока (учебного занятия)?
1.Содержание, которое выносится на урок (занятие) - это не только современная информация по теме урока, но и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания. Оценочные знания предполагают постепенное открытие объективного, научного и общественного значения изучаемого материала, формирование личностного отношения к нему. Методологические знания отображают методы познания, способы получения знаний. Необходимо раскрыть в процессе усвоения механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий, как получить этот материал, способов работы с разнообразными источниками исторической информации.
2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность обучающихся на уроке (занятии), что запланированные результаты обучения будут достигнуты.
3. Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса детей и подростков к обучению в целом и к конкретному предмету в частности.
4. Объективная оценка результатов деятельности обучающихся на уроке (занятии) должна опираться на достижение планируемого результата обучения, о котором им сообщается в начале учебного занятия.
5. Доброжелательная деловая атмосфера, обеспечивающая творческое сотрудничество на уровне «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «обучающийся-педагог».
Признаки современного урока (учебного занятия):
Направленность на выполнение социального заказа общества.
Главная цель современного урока (занятия) - развитие личности обучающегося в процессе обучения и воспитания; формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Вся деятельность педагога и обучающихся должна осуществляться с учетом новейших достижений психоло-педагогической науки и передовой практики
Изменение соотношения функций педагога и обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие их инициативы и творчества.
Оптимизация содержания обучения; комплексный подход к организации учебного процесса.
Единство формирования знаний, умений и навыков обучающихся на трех уровнях освоения.
Вычленение учебных задач и создание разнообразных учебных ситуаций.
Оперативная обратная связь.
Высокий, но посильный темп урока (занятия).
Наличие научной организации труда педагога и обучающихся.
Соотношение рационального и эмоционального.
Наличие благоприятного психологического микроклимата, ситуации успеха; эмоциональный подъем участников образовательного процесса.
Обучение через открытие; проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.
Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
В основе рациональной организации современного урока лежит совокупность требований, соблюдение которых позволяет педагогу выбрать оптимальную структуру учебного занятия, упорядочить его и повысить эффективность педагогического процесса.
Требования к современному уроку (учебному занятию):
Дидактические:
использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока (занятия) на основе закономерностей образовательного процесса;
реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
- реализация на уроках (занятиях) личностного, системно-деятельностного, компетентностного, развивающего, индивидуально-дифференцированного и других подходов; наличие передовых образовательных технологий;
определение оптимального объема содержания учебного материала на уроке (занятии) в соответствии с требованием учебной программы и целями урока; учет уровня подготовленности обучающихся; обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного и отработка на уроке (занятии) именно этого материала;
четкое формулирование дидактической (обучающей) цели урока (занятия); определение места урока (занятия) в системе учебных занятий; единство обучающей, развивающей и воспитывающей задач урока (занятия);
прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, УУД как в целом на уроке (занятии), так и на отдельных его этапах; создание условий для их успешного освоения;
установление осознаваемых обучающимися внутрипредметных и межпредметных связей; связь с жизнью, профессией, личным опытом;
выбор наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; оптимальное их воздействие на каждом этапе учебного занятия, обеспечивающих познавательную активность и максимальную самостоятельность обучающихся в приобретении знаний и умений с учётом уровня ее подготовки; развитие личности обучающихся;
формирование умений учиться, практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности; развитие общеучебных и специальных знаний, умений, навыков;
использование на каждом уроке элементов систематического повторения пройденного материала; необходимость непрерывного и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии;
эффективность подачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка.
Психологические:
проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного учебного занятия;
мотивация и активизация развития всех сфер личности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (положительной Я-концепции);
использование средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся;
обеспечение успешного восприятия и осмысления изучаемого материала; связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития обучающихся;
разумное соотношение побуждения и принуждения обучающихся к деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; применение разноуровневых заданий;
- соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление; определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся; планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска; выполнение обучающимися проблемно-эвристических заданий; оптимальное сочетание контроля и оценки педагогом деятельности обучающихся с самоконтролем и самооценкой обучающихся;
-создание на уроке (занятии) благоприятного морально-психологического климата.
Организационные:
- рациональное использование и распределение учебного времени;
общая организационная чёткость (своевременность, установка на деятельность, оптимальный темп обучения, логичность, дисциплинированность); логичность и эмоциональность всех этапов образовательной деятельности;
творческий подход к формированию типа, вида, структуры учебного занятия; гибкость и подвижность структуры урока (занятия) в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе;
- оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся на занятии;
- определение структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения;
- организация обратной связи с обучающимися в процессе обучения;
- создание условий для продуктивной деятельности обучающихся на занятии;
- эффективное использование технических средств и средств наглядности;
- организация самостоятельной деятельности обучающихся по формированию знаний, умений и навыков.
Гигиенические:
создание и соблюдение благоприятных санитарно-гигиенических условий; гигиенические требования к учебному занятию: температурный режим, регулярное проветривание воздуха в помещении, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков.
При организации учебного занятия необходимо учитывать и особенности самоорганизации педагога:
- внутренняя готовность к уроку (занятию);
- владение педагогическими техниками: навыки актерского мастерства, умение использовать свои способности как инструмент или средство достижения дидактической цели; речь и голос: интонация (дикция); пластика, мимика, жест, движение;
- самочувствие педагога в начале урока (занятия) и в ходе его (эмоциональность, хорошее настроение, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, быстрота реакции; самоконтроль, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (собранность, доброжелательность);
- психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Требования к технологии проведения урока (учебного занятия):
- учебное занятие должно быть позитивно окрашенным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока (занятия) должны быть оптимальными, действия педагога и обучающихся завершенными;
- взаимодействие педагога с обучающимися должны носить субъект-субъектный характер, отношения должны быть равноправные, партнерские;
- на занятии должна доминировать атмосфера доброжелательности и творчества;
- максимально активизировать обучающихся, поддерживать их самостоятельность и инициативу.
Изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность педагога | Деятельность педагога, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку (занятию) | Педагог пользуется жестко структурированным конспектом урока (занятия) | Педагог пользуется сценарным планом урока (занятия), предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку педагог использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку педагог использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока (занятия) | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь педагога | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока (занятия) |
Главная цель учителя на уроке (занятии) | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность обучающихся: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение их деятельности) | Формулировки: прочитайте, изучите, решите, найдите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока (занятия) | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями обучающихся может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается педагогом. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Отсутствие портфолио обучающегося | Наличие портфолио обучающегося |
Основная оценка – оценка педагога | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Положительные оценки обучающихся по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Организация современного учебного занятия должна строиться на основе самодеятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе, их самоорганизации, ответственности; обусловливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества.
При организации учебных занятий необходимо помнить что:
- что во время урока (занятия) у обучающихся происходят так называемые «кризисы внимания», которые следуют друг за другом:
- первый «кризис внимания» через 14-18 минут;
- второй - через 11-14 минут;
- третий - через 9-11;
- четвертый и все последующие - через 5-6 минут.
Поэтому процесс усвоение учебного материала можно разделить на следующие периоды:
- с 1-ой по 4-ю минуту дети способны усвоить максимально около 60% получаемой информации;
- с 5-й по 23-ю минуту - около 80%;
- с 24-й по 34-ю - около 45-50%;
- с 35-й минуты к 45-й идет спад (снижение возможности восприятия и усвоения полученной информации) до 6%.
Каждый человек воспринимает информацию по-разному: через слух, зрение или кинесико-тактильным способом. От того, по какому, каналу преимущественно идет информация, обучающиеся и педагоги делятся на три типа: аудиалы, визуалы, кинестетики.
Аудиалы - ориентированные работать на ближайшие цели, любые инструкции понимают дословно, не видят перспективы.
Визуалы – работают на перспективу, игнорируя близкие цели, им трудно ставить ближайшие задачи, необходимые на пути достижения далекой цели. Визуалы лучше всего отвечает на тесты.
Кинестетики – люди ощущения, интуиции. Для кинестетиков наилучшие результаты дают практические и творческие работы.
Любая информация может быть представлена несколькими способами:
логическая цепочка;
примеры, рисующие картину;
примеры от жизни;
примеры, связанные с жизнью;
объяснение на трех различных уровнях.
Основной путь повышения эффективности учебного занятия обусловлен такой организацией, при которой обучающиеся: слышат, видят, делают сами (применяют полученные теоретические знания на практике). Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду (слуховая память). Покажи мне, и я запомню (зрительная память). Дай мне действовать самому, и я научусь (моторная память)».
Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения
http://www.school2rezh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=333:2013-02-07-08-44-21&catid=50:2011-10-15-11-16-04&Itemid=80
Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.
Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее / В.В.Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – № 3. – С. 34–37; № 11. – С. 7–11.
Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005.
Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. – М., 1984.
Жук, Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.
Зайцев, С. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С.Зайцев // Директор школы. – 2005. – № 3.
Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 2. – С. 21–32.
Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 3. – С. 4 – 14.
Карачи, А. Как повысить КПД обучения / А.Карачи // Директор школы. – 2005. – № 9. – С. 59 – 64.
Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А.Конаржевский // Псков: ПОИПКРО, 1996. – 440 с.
Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.
Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 89 – 95.
Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 22 – 34.
Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 5 – 12.
Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В.Полякова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 5. – С. 38 – 56.
Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Спб: Питер, 1999.
Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К.Степаненков // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 2. – С. 60 – 66.
Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.