СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок математики в свете требований ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках математики необходимо создать  условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок математики в свете требований ФГОС»

Современный урок математики в свете требований ФГОС.


В “Концепции модернизации российского образования” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании таких качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

Задача учителя современной школы найти такие педагогические технологии, которые  будут способствовать формированию познавательной активности, самостоятельности учащихся, умению рассуждать,  доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

На уроках математики необходимо создать  условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

«Технология» techne - искусство, мастерство; logos - наука, закон. Технология - наука о мастерстве.

Педагогическая технология - учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Личностно–ориентированные технологии обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Технология проблемного обучения

  • Проектная технология

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологии рефлексивного обучения


Личностноориентированные технологии обучения


Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план.


Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  • Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»).

  • Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.

  • Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся  к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

  • Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

  • Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

  • Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

  • Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.


Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления ставит перед собой такую цель как развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Преимущества технологии:

  • Повышается ответственность за качество собственного образования.

  • Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

  • Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление)

  • Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

  • Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.


Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающихся с помощью преподавателя. В ходе такого обучения учащийся приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

  • Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.

  • Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

  • Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

  • Развитие профессионального проблемного мышления.

Проектная технология

Проектная технология позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми”, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, и т.д.).

Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания школьников, но и работают на профориентацию обучающихся. У учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности. Следовательно,  метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом.


Информационно – коммуникационная технология

Использование на уроках математики  информационно-коммуникативных технологии очень важно.Это позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи.

Мультимедийная среда должна быть  организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются. Применение данной технологии позволяет  повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную компетенцию, необходимые для творческой социально-ориентированной личности «информационного общества»; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Здоровьесберегающие технологии

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.  Поэтому на уроках необходимо:

  • соблюдать требования САНПиНа;

  • создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

  • чётко организовывать учебный труд  для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматривать смену деятельности, чередовать различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная-двигательная;

  • использовать динамические паузы, минутки  здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности;

  • рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;

  • осуществлять  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Технологии рефлексивного обучения.

При использовании технологии рефлексивного обучения главным звеном на занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии.

Формы образовательной рефлексии различны:

  • вербальные формы: устное обсуждение, рассказ, высказывание происходящих изменений, опрос.

  • невербальные формы: сочинение, письменное анкетирование, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.

Для эффективного развития рефлексивных умений у обучающихся необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе.

Таким образом, системная работа по использованию современных педагогических технологий стимулирует, активизирует деятельность школьников, приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижается процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!