Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МУЗЫКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Выполнила
учитель музыки
МБОУ СОШ №17
Миннуллина
Эльза
Рикансовна
город Октябрьский РБ
2023г.
Современный урок музыки.
Организация современного урока.
«Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
В.А.Сухомлинский
Как известно, организация всего учебного процесса в общеобразовательной школе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), основным требованием которого на сегодняшний момент является развитие личности учащегося. Теперь важен не процесс обучения, а учения, которые и заставляет педагога искать новые подходы его организации. Основной формой получения учащимися знаний, умений и навыков остается урок, однако его наполнение теперь несколько изменяется. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает иную, в отличие от традиционной системы обучения, классификацию типов, видов, форм урока, а также структуру урока и методов реализации учебного процесса.
Основными требованиями по ФГОС к уроку являются его личностно-ориентированный, индивидуальный характер; приоритет отдается самостоятельной работе учащихся, а не учителя; от педагога требуется осуществление именно практического, деятельностного подхода; направленность каждого урока на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных; смена авторитарного стиля общения между учителем и учащимися на роль учителя-помощника в освоении новых знаний, умений и навыков.
Основываясь на требованиях ФГОС, конструкцию школьного урока можно представить тремя его составляющими:
• организационной, включающей в себя понимание внешних элементов урока: его структуры, типа, вида;
• содержательной - комплекса информационного материала урока: источники литературы, музыкальные произведения, репродукции, нотные тексты;
• методической, которая отвечает за постановку цели и задач урока и методы, приемы их достижения.
Для понимания организации современного урока музыки в общеобразовательной школе учителю необходимо обладать знаниями о композиции, элементах, типах и видах урока, применение которых в определенных комбинациях и дает возможность назвать урок современным и инновационным.
Современный школьный урок музыки: какой урок имеет право называться современным?
Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, и не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Особенностью современного урока музыки является:
организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников (ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы);
использование современных образовательных технологий;
использование нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.п.;
использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
индивидуальный подход к каждому ученику;
использование разных видов деятельности;
развитие у детей креативного мышления;
воспитание думающего ученика-интеллектуала, развитие познавательной активности ученика;
сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Вывод делают сами учащиеся;
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Время сбережение и здоровье сбережение;
- В центре внимания урока – дети;
- Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- Планирование обратной связи;
- Урок должен быть добрым
Основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку музыки в соответствии с требованиями ФГОС:
1. Психологический настрой «Все в твоих руках».
Одна притча гласит: Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.
2. Цели и задачи.
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем для развития;
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений;
-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
3. Системно-деятельностный подход.
Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, проявлял свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владел приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, и развивать самостоятельную деятельность школьников.
5. Эффективный метод.
На уроках учащиеся выявляют функции музыки в жизни общества, в своей жизни, ассоциативные связи с разными видами искусства в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, осваивают процесс организации досуга и самообразования. Изучая музыку на уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.
6. Организационно-деятельностные игры.
На уроках активно используются игровые ситуации, изобразительная деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, музицирование, инсценирование песен, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.
Вывод:
Современный урок – это удивление, удовольствие, усилие, успех!
Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.
Главное – побудить детей думать, размышлять, сомневаться, делать выводы.