«Современный урок (учебное занятие) и критерии эффективности урока»
Задачи:
Осознание основных критериев современного урока
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Как для обучающихся, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Вспомним, из каких этапов состоял урок…
Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
организационный момент;
повторение и проверка домашнего задания;
изучение нового материала;
закрепление изученного на уроке;
объяснение домашнего задания;
оценивание учеников.
Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)
Нападающие – защитники
плюсы | минусы |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. | Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель |
Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. | Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». |
На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. | Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. |
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. | Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. |
| Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. |
| При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя. |
Рассмотрим, что нового появляется в уроке (учебном занятие) при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Знание типологии урока.
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
Планирование воспитательной функции урока.
Комплексное планирование задач урока.
Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на учебном занятии именно этого.
Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например: анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
Работа по мотивации учебной деятельности – формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности обучающихся.
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий.
Общение - сочетание требовательности и уважения к личности обучающегося.
Имидж учителя.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
Структура урока по ФГОС
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений | Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач | Консультирует |
Решение проблемы | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультирует |
Коррекция | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону | Консультирует |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания | У обучающихся должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание | Обучающиеся самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности | Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит обучающихся за урок |
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Структурные элементы урока (учебного занятия)
Мобилизующий этап – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания обучающимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Алгоритм для обучающихся
Осмысли цель задания (что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст, рисунок…)
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найди причину, выдели…)
Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: («я считаю что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя (главное, дать оценку…)
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим обучающихся сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо проводить урок, наполняя обучающихся знаниями умениями и навыками, либо давать урок (учебное занятие), развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием.
ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Обучающиеся не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.
Практическая работа
Разделиться на группы и опираясь на критерии оценки эффективности урока заполнить таблицу (Приложение 1)
Критерии эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
отметка, выставляемая обучающемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию:
1 группа: уроки «открытия» новых знаний
Выделяют 2 цели:
деятельностная: работает на метапредметный результат; формирование у обучающихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2 группа: урок отработки умений и рефлексии
деятельностная цель: формирование способностей к рефлексии корреционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений); формирование регулятивных УУД;
содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
3 группа: уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
4 группа: уроки развивающего контроля
деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции;
содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 группа: урок – исследования (урок творчества)
деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности;
содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление; создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Урок может считаться удавшимся, если:
реализован замысел урока (то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже если спроектированный ход урока нарушен;
результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – главная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.
Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
Когда учащиеся несут какую то чушь, я стараюсь поставить их на место.
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу.
познание
открытие
деятельность
противоречие
развитие
рост
ступенька к знанию
самопознание
самореализация
мотивация
интерес
профессионализм
выбор
исследование
инициативность
уверенность
потребность
партнерство
сотрудничество
«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств»
Януш Корчак
Общаясь сегодня с детьми, как с партнёрами, мы многому можем научить их, а они научат нас.
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Приложение 1
Лист оценки урока (учебного занятия)
Тип урока___________________________
Этапы урока | Требования к этапу | Критерии | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Что формируем? |
Мобилизационный этап | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание) | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний (объяснение нового материала) | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Закрепление | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Рефлексия | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Домашнее задание | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |