Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Брянска
Современный урок в начальной школе
в рамках системно-деятельностного подхода
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 17
Аврамова Кристина Ивановна.
Брянск, 2019
« Единственный путь,
ведущий к знанию –
это деятельность».
Бернард Шоу
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники школ по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран. Это привело к тому, что школьники эффективно выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, формулирование гипотез и выводов, планирование эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования.
Всё вышеперечисленное побудило государство к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.
В основу Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Что же такое системно-деятельностный подход в обучении?
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения информационного общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Ещё в XIX веке Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ, сказал такие слова: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал».
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующими дидактическими принципами:
1) принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода:
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
На каждом из этапов урока в начальной школе, исходя из цели данного этапа, учитель может использовать некоторые приемы и техники, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении.
Рассмотрим приёмы, которые можно использовать при построении урока «открытия» нового знания:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление учебного действия.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приёмы:
"Побуждение"
"Психологический тренинг"
"Фантастическая добавка"
"Удивляй"
"Привлекательная цель"
"Отсроченная отгадка"
"Проблемная ситуация"
"Театрализация"
"Рифмованное начало уроков"
"Эпиграф к уроку"
"Оратор"
"Фантазёр"
"Индуктор"
"Ассоциативный ряд"
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Приёмы:
"Столкновение противоречий"
"Вопросы, требующие установления сходства и различия."
"Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
"Вопрос к тексту"
"Лови ошибку"
"Мозговой штурм"
"Почини цепочку"
"Да-нетка"
"Пресс - конференция"
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
"Сравнение"
"Проведи исследование"
"Раздели на группы"
"Дай информацию"
"Слепой текст"
"Придумай название"
"Игры в случайность"
"Идеал"
3. Выявление места и причины затруднения.
Приёмы
"Составление алгоритма"
"Слепая таблица"
"Птичий базар"
"Цепочка"
"Расшифруй!"
"Кластер"
"Починить цепочку"
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Приёмы
"Яркое пятно"
"Разрешение парадоксов"
"Помощники"
"Тема в виде проблемного вопроса"
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
"Проблемная ситуация"
"Подводящий диалог "
"Работа над понятием"
"Группировка"
5. Реализация построенного проекта.
Приёмы
6. Первичное закрепление учебного действия.
Приёмы
"Составь меню"
"Аукцион"
"Феномен"
"Чего больше?"
"Реклама"
"Учимся сообща"
"Я беру тебя с собой"
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Приёмы
"Фактологический диктант"
"Цифровой диктант"
"Буквенный диктант"
"Тренировочная к/р"
"Блиц-контрольная"
"Творческий тест"
"Соответствие фактов и понятий"
"Рядом с художником"
8. Включение в систему знаний и повторение.
Приёмы
"Создай презентацию"
"Своя опора"
"Повторяем с контролем"
"Приведи примеры"
"Составление текста"
"Починить цепочку"
"Раздели на группы"
"Уравнение"
"Дай информацию"
"Восстанови текст"
"Назвать, одним слово"
"Кроссворд"
"Немая схема"
"«Магический» квадрат"
"Составь"
9. Рефлексия учебной деятельности.
«Телеграмма».
Цветные поля.
Мысли во времени
Шесть шляп.
Синквейн
Райтинг
Хайку
Диаманта
До –после
ЗХУ
Сообщи свое Я
Рюкзак
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся основную часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.
Закончить своё выступление я хотела бы стихотворением:
«Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Благодарю за внимание!