ФГОС как система требований
Главная цель введения
Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования
(ФГОС НОО) –
повышение качества образования
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
СЕМЬЯ
ОБЩЕСТВО
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная
- Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
- Безопасность и здоровье
- Свобода и ответственность
- Социальная справедливость
- Благосостояние
успешность
ГОСУДАРСТВО
- Национальное единство
- Безопасность
- Развитие человеческого потенциала
- Конкурентоспособность
Функции стандарта
- обеспечение права на полноценное образование;
- обеспечение единства образовательного пространства страны;
- обеспечение преемственности ;
- критериально-оценочная;
- повышение объективности оценивания.
Основные характеристики нового стандарта
- новый формат стандарта (рамочный документ);
- новое содержание стандарта (совокупность требований);
- расширение функций и пользователей стандарта;
- новое методологическое основание
(системно-деятельностный
подход)
Структура стандарта
- Общие положения
- Т ребования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Т ребования к структуре основных общеобразовательных программ
- Т ребования к условиям получения общего образования
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
формирование универсальных способов действий
Деятельностный подход:
следствие для системы оценки
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
(в отличие от прежней установки на проверку освоения
«обязательного минимума содержания образования»)
- (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)
Ожидаемые результаты:
преемственность и развитие
тельский
интерес
тивность
доброжелательный и отзывчивый
- положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников . Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
достоинства
- уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Требования к результатам
- Личностным
- Метапредметным
- Предметным
- готовность к саморазвитию; ………
- освоенные обучающимися универсальные учебные действия: ………
- опыт деятельности специфичной для предметной области
Основные результаты
начального образования
- формирование опорной системы знаний, пред-метных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познава-
тельной, саморегуляции
Развитие личности учащегося,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Базовые образовательные
технологии: подходы к отбору
- Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса
- Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенный
- Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций
- «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
Некоторые примеры учебной
деятельности: Математика
- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
- Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
- Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
- Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
- Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
- Работа с учебными моделями (слова , устные высказывания, тексты)
- Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
- Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
- Ежедневное чтение (вслух и “ про себя ” ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Портрет выпускника:
начальная школа – основная школа
выбору
- любознательный, проявляющий
исследовательский интерес
интересов
умеющий слушать
и слышать партнера
- познающий себя, утверждающий
себя как взрослый
- готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
- уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
- умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию
- умеющий учиться, способный к самоорганизации
- готовый самостоятельно действовать и
отвечать перед семьёй и школой
- умеет работать в группе и индивидуально
- осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учитель начальной школы
Позиционирование учителя
- Позиция учителя-профессионала
- демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого
- демонстрирует культурные образцы действий
- инициирует пробные действия детей
- консультирует, корректирует действия
- ищет способы включить в работу каждого
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей “ со-участник ” , “ третейский судья ”
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
- “ со-участник ” , “ третейский судья ”
- Позиция педагогической поддержки
- оказывает адресную помощь ребенку:
- оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
- не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Особенности ФГОС
- Ориентация на результат
- Выделение в программе инвариантной и формируемой участниками обр. проц. частей
- Единое структурирование программ
- Включение внеурочной деятельности в учебный план
- Включение отдельных программ.
Спасибо за внимание!