СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 здоровьесберегающие техноголии на уроке ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства»

Часть 1. Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами;

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок ИЗО?

Здоровьесберегающий урок ИЗО должен:

воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:

  • выполнение требований СанПиН (Приложение 1),

  • соблюдение этапов урока,

  • использование методов групповой работы,

  • использование интерактивных методов.

Это урок изо, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:

  • оптимальная плотность урока,

  • индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени,

  • чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п),

  • оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Часть 2. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изо

Режим динамической смены поз.

Из элементов здоровьесберегающей технологии Владимир Филиппович Базарного –выдающийся детский хирург-офтальмолог, учёный с мировым именем, создатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Он предлагает ввести режим динамической смены поз.

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 45 минут.

  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

  • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве

  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает использование настольной конторки- наклонная парта

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Цветотерапия

Помогает сохранить здоровье школьника на уроках.

Значение цветотерапии

Цвет

Значение

Использование

Красный

Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.


Перед важными мероприятиями, когда нужно быть в тонусе, активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

Жёлтый






Способствует релаксации и вселяет оптимизм. Пробуждает умственную активность, бодрит и оживляет разум и душу, несёт хорошее настроение, помогает справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистический лад.

Уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

Синий


Успокаивает разум и имеет освежающий эффект. С его помощью можно уравновесить беспокойство и устранить неуверенность. Располагает к серьезности, строгости в поведении.

Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.

Зелёный


Оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие.

Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.

Голубой


Снижает кровяное давление, успокаивает.

Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.

Фиолетовый


Возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

Используется как профилактическое средство.

Черный


В небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.









Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению для глаз можно придать игровой или творческий характер. Например , на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка , бабочку и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории.

«Рисунок носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

Упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

А) «Снеговик»

- Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.

Б) «Тряпичная кукла и солдатик»

- Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Дыхательные упражнения используются с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения.

А) «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

Уроки в « движении»

В Древней Греции очень ценились занятия физическими упражнениями. Было замечено, что именно при ходьбе , в движении лучше думается. Продолжателями греков можно считать японцев, у них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов, и это является одной из причин долголетия японцев. Поэтому мы проводим уроки в «движении», например, выходы на пленэр. Организуется небольшая экскурсия, где в процессе ходьбы дети называют встречающиеся предметы, описывают их цвет, структуру и т.д.

Пример учителя

Напомню принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.

Учителю следует обратить внимание на:

1. личные, психологические особенности характера, свои эмоциональные проявления;

2. состояние своего здоровья, образ жизни и отношение к своему здоровью;

3.профессиональную подготовленность по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Подводя итог сказанному, нужно отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!