СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Современная система методов и средств обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение

Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Выбор методов и средств обучения

1.2.  Понятие о методе обучения и их классификация

Глава 2.  СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Классификация средств обучения.

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

Задачи:

  • рассмотреть теоретические основы методов обучения;
  • изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе;
  • рассмотреть их применение на уроках;

Просмотр содержимого документа
«" Современная система методов и средств обучения"»







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по программе профессиональной подготовки

"Педагогическое образование:

учитель начальных классов"

Тема:

" Современная система методов и средств обучения"













Работу подготовила:

Казимова А.М.

Должность:











2017г





Содержание

Введение

Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Выбор методов и средств обучения

1.2. Понятие о методе обучения и их классификация

Глава 2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Классификация средств обучения.

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы





































Введение

Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

Задачи:

  • рассмотреть теоретические основы методов обучения;

  • изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе;

  • рассмотреть их применение на уроках;
















Глава 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Выбор методов и средств обучения

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

  • закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

  • общих целей обучения, воспитания и развития человека;

  • конкретных образовательно-воспитательных задач;

  • уровня мотивации обучения;

  • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

  • содержания материала;

  • времени, отведенного на изучение того или иного материала:

  • количества и сложности учебного материала;

  • уровня подготовленности учащихся;

  • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • сформированное™ у учащихся учебных навыков;

  • типа и структуры занятия;

  • количества учащихся;

  • интереса учащихся;

  • взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

  • материально-технического обеспечения;

  • особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.


1.2. Понятие о методе обучения и их классификация

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения.

Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение комплекса образовательных задач и на достижение ими образовательных целей. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к уяснению знаний, овладению умениями и навыками Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся, это- прием, деталь представляет собой часть, элемент метода. Современным подходам к классификации методов обучения предшествует глубокий и всесторонний их анализ известными педагогами. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учащимися учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Так, К.П. Ягодовский рассматривал четыре группы методов: догматические и иллюстративные, эвристические, исследовательские. А Б. Всесвятский предложил рассмотрение двух групп методов- это передача готовых знаний и исследовательских знаний; А. Пинкевич – пассивных и активных знаний. Е.И. Перовский и Е.Л. Голант предложили различать методы по источникам информации- словесные, наглядные и практические. М.А. Данилов и другие дидакты обратили внимание на необходимость учета логического аспекта. Сочетать источниковый и логический подходы к классификации методов обучения предложил Н.М. Верзилин, а И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов, таких как, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский. В две большие группы объединил методы обучения В.А. Сухомлинский -первая группа: первичного восприятия знаний, умений и вторая группа: навыков и осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков. Методы, которые представленные в различных группах, выполняют одновременно несколько функций , наиболее распространенной в современной дидактике считается классификация по способам организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений качеств личности, необходимых для успешного выполнения учебных и других задач.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

  • от цели урока;

  • от этапа урока;

  • от содержания обучения;

  • от наличия учебных пособий;

  • от личности учителя;


Функции методов, приемов и средств обучения:

  • Обучающая;

  • Мотивационная;

  • Развивающая;

  • Воспитательная;

  • Организационная

Классификация методов обучения:

АВТОР

ПРИЗНАК

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Н.М.Верзилин,Е.Я.Голант,

Е.И.Петровский,Д.О.Лордкипанидзе

по

источнику получения знаний

словесные;

наглядные;

практические.

М.А.Данилов,

Б.П.Есипов

по дидактическим целям

методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки ЗУН.

И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин

по

характеру познавательной деятельности

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательский.

Ю.К.Бабанский

на основе целостного подхода к процессу обучения

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации учения;методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И.Махмутов

сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося

методы преподавателя;методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).



  1. Наглядные методы обучения:

  • способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

  • Цель:

  • Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

  • Развитие наблюдательности.

  • Изучение конкретных свойств предметов.

  • Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

  • В начальных классах применяется наглядность:

  • Естественная (гербарий,минеральные камни).

  • Рисунковая.

  • Объемная.

  • Звуковая (аудиозаписи).

  • Графическая

  1. НАБЛЮДЕНИЕ:

  • Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.

  • Наблюдение в классе.

  • Задачи:

  • Развить интерес к окружающей жизни.

  • Научить анализировать природные и социальные явления.

  • Педагогические требования:

  • Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).

  • Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.

  • Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).

  1. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

  • Педагогические требования:

  • Наглядность применять в меру.

  • Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.

  • Должна соответствовать возрасту.

  • Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.

  • Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.

  • В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.

  • При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.

  • Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.

  1. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

  2. Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.

  3. ВИДЕОМЕТОД

  1. Практические методы обучения.

  1. Назначение: формирование умений и навыков.

  1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

  1. Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

  2. Письменные: закрепление знаний, их применение.

  3. Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.

  4. Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.

  1. В зависимости от учащихся:

  • Воспроизводящие.

  • Тренировочные.

  • Творческие.

  1. Педагогические требования:

  • Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.

  • Знание правил выполнения действий.

  • Системность проведения упражнения.

  • Учет достигнутых результатов.

  1. Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

  1. Могут проводиться:

  • В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.

  • В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

  1. В начальной школе игры по правилам.

  2. Функции:

  • Активизирует познавательные процессы.

  • Воспитывает интерес и внимание детей.

  • Развивает способности.

  • Учит действовать детей по правилам.

  • Закрепляет знания и умения.

  • Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.

  1. Элементы дидактической игры:

  • Игровая ситуация.

  • Упражнение.

  • Прием.

  1. Компоненты дидактической игры:

  • Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.

  • Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.

  • Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.

  1. Контрольно-оценочный:

  • стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.

Рассмотрим подробно три наиболее распространенные классификации методов обучения:



1.Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- стимулирования учебно-познавательных процессов;

- контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и так далее.

2. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

— приобретения знаний;

— формирования умений и навыков;

применения знаний;

— закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

3. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация..

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, и таким образом поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.С помощью слова учитель может вызвать в сознании учащихся яркие картины настоящего, прошлого и будущего человечества.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Может меняться лишь характер рассказа, его объем. Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений с помощью рассказа, то применяется метод объяснения. Объяснение – это монологическая форма изложения. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем. Доказательная форма изложения -вот что характерна для объяснения, основанная на использовании логически связанных умозаключений.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения. Педагог путем постановки системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала, а также проверяет усвоение ими уже изученного материала. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы с опорой на знания учащихся. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные, беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические). Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. А также одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, логикой изложения материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.



Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной. Различают научно-популярные и академические лекции.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с учебником и книгой – также является одним из важнейших словесных методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. Главное достоинство данного метода является то ,что для ученика есть возможность в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. А потом учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с книгой. К основным относятся такие как: составление плана текста, конспектирование, цитирование, тезирование, аннотирование, составление формально-логической модели, рецензирование, составление справки и др.:

• конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица;

• тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

• составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

• реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

• аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

• цитирование – дословная выдержка из текста.

При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

• рецензирование – написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

• составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;

• составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

• составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

• составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

• пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Коротко о "работе с книгой" (о методе обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками):

  • Конспектирование.

  • Составление плана текста.

  • Тезирование.

  • Цитирование.

  • Аннотирование.

  • Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).

  • Составление базовых понятий по теме, разделу.

  • Составление матрицы идей различных авторов.

Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.

Педагогические требования:

  • Отбирать посильный для учащихся труд.

  • Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.

  • Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.

  • Работа с учебником не должна занимать в начальной школе 10-15 минут.

Факторы, определяющие эффективность:

  • Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.

  • Умение выделять главное в изучаемом материале.

  • Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.

  • Малоэкономичен, большие затраты времени.

  • Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.

Это были словесные методы обучения, а теперь рассмотрим наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Все это применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся плоскостных и объемных наглядных пособий, то есть -это плакаты, таблицы, картины, карты, зарисовоки на доске, схемы, муляжей и тд. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета.



Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и других. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. То есть их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, которые способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся; а также письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Письменные упражнения состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, схем, чертежей, технологических карт и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Комментированные упражнения- сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия.

Лабораторные работыэто проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, то есть это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом и развитием животных, за погодой.

Лабораторные работы способствуют формированию практических умений, могут проводиться индивидуально или в группах. Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и основаны на практической деятельности учащихся. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизненных ситуаций. Одним из приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности и состояние тревожности, если оно есть, при этом сменяется состоянием уверенности.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения учащимся общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований.

Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль-осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учащимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Методы письменного контроля в процессе обучения предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

-репродуктивный,

-проблемного изложения,

-частично-поисковый (эвристический) ,

- исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее осознают, воспринимают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод предполагает, что учитель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию учителя.

Главное преимущество репродуктивного метода –это экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время. Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. А такая цель достигается другими методами, в основном методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода заключается в том, что учитель ставит задачу и сам ее решает, тем самым показывая ход мысли в процессе познания, а обучаемые не только осознают, воспринимают и запоминают готовые знания, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска, поэтому метод получил такое название, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний, то есть ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

  • от цели урока;

  • от этапа урока;

  • от содержания обучения;

  • от наличия учебных пособий;

  • от личности учителя;

Функции методов, приемов и средств обучения:

  • Обучающая;

  • Мотивационная;

  • Развивающая;

  • Воспитательная;

  • Организационная





















Глава 2.

2.Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся:

- наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы и т.п. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные, которые могут заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:

• визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;

• аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.

• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

• словесные (учебники и другие тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

• механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

• аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи теории с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала.

Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опирается на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, педагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в познавательно-воспитательное общение.

Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимодействия учителя и учащихся.

Педагог, какую бы работу он не проводил с учащимися, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих учащихся – один из важнейших каналов формирования личности.

2.1. Классификация средств обучения.

  1. Средства обучения – не решают учебных задач, но обеспечивают организацию и ход учебного процесса: учебное оборудование, учебные пособия

Образная

Объемная:

Макеты.

Муляжи.

Модели.

Плоскостная:

Картины.

Иллюстраций

Репродукции.

Рисунки.

Открытки.

Словесная:

Литературные образы.

Опорные сигналы.

Памятки.

Конспект-схемы.

Символическая:

Схемы.

Чертежи.

Карты.

Символы.

Реальные и натуральные объекты:

Животные.

Минералы.

Растения.

Чучела животных.

Любые реальные объекты.


Понятие «средства обучения»:

В широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).

В узком смысле: учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

• общих целей обучения, воспитания и развития человека;

• конкретных образовательно-воспитательных задач;

• уровня мотивации обучения;

• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

• содержания материала;

• времени, отведенного на изучение того или иного материала:

• количества и сложности учебного материала;

• уровня подготовленности учащихся;

• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• сформированное у учащихся учебных навыков;

• типа и структуры занятия;

• количества учащихся;

• интереса учащихся;

• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

• материально-технического обеспечения;

• особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.

2.2. Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

Дидактические игры как метод обучения в школе

В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно.

Дидактической игра -зто такой вид учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, процесс, явление. Дидактическая игра стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность.

Особенностями учебной игры являются:

-  объект, созданный учебной деятельностью;

-  совместная деятельность всех участников игры;

-  правила игры и т.д.

Достоинства дидактических игр отмечал еще К.Д. Ушинский, говоря, что игра для ребенка является жизнью, действительностью, созданной самим ребенком. Для детей важен сам процесс игры, а не результат. Игра полезна во всех отношениях:

- поскольку она не только помогает развитию способностей ребенка, но и снимает психологическое напряжение;

- облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Учитель, зная эти особенности, может использовать этот метод обучения как в младших классах, так и в старших классах.

Проблемный метод в современном обучении

Открытие этого метода принадлежит Сократу.Недаром его называют сократовским методом. В переводе с греческого слово «проблема» означает «задача». У В. Оконя вышла в свет работы под названием «Основы проблемного обучения». О проблемном методе следует говорить только тогда, когда на уроке создаются противоречия, которые необходимо разрешать.

Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций.

Таким образом, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Но следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. Проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника. От мастерства учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет. Цель учителя — побудить школьника к поиску верного решения поставленной проблемы.

Словом, проблемное обучение можно назвать одним из самых эффективных. Его преимущество состоит в том, что проблемный метод подходит для любого возраста учащихся: будь то младший школьник или старшеклассник.

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Программированное и компьютерное обучение в современной школе

Программированное обучение — одно из недавних нововведений в дидактике. Его стали использовать только в начале 60-х гг. XX в. Связано это с развитием кибернетики.

Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс усвоения знаний. Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы:

-  учебный материал осваивается не целиком, а отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги;

-  после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль за его усвоением;

-  необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала;

-  если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает.

В настоящее время обучающие программы могут создаваться по двум типам схем: либо по линейной, либо по разветвленной. Таким образом есть возможность приблизить обучающую программу к уровню знаний школьников. В современном мире вместо программированного обучения используется компьютерное.

В настоящее время компьютеры применяют в обучении различным предметам, в тестировании, развитии познавательных интересов и способностей и др. Как и программированное, компьютерное обучение ориентируется на обучающие программы, представляющие собой алгоритм обучения, выглядящий как последовательность мыслительных действий и операций.

Дистанционное обучение

Это еще одна форма обучения, появившаяся не так давно. Такая технология обучения дает возможность любому человеку, находящемуся в любой точке земного шара, учиться, используя современные информационные технологии. В состав таких технологий входят трансляции учебных программ по теле- и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции и др.

Очень важными средствами для дистанционного обучения являются такие компьютерные телекоммуникации, как электронная почта и Интернет. Благодаря им у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информацию. Такое обучение удобно тем, что оно позволяет заниматься своим видом деятельности и одновременно обучаться, ориентируясь на гибкий выбор обучающих программ и учебных дисциплин.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. От ученика требуется не заучивание текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности.

Можно выделить несколько видов классификации методов обучения: классифицируют с точки зрения учебной деятельности, в соответствии с источниками знаний, согласно дидактическим задачам, также по степени самостоятельности учащихся, по способу организации познавательной деятельности учащихся. Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы.

В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее, на указания учителя и т.д.

Поэтому можно отметить, что проблема классификации методов обучения довольно сложна и до сих пор не разрешена окончательно.

Но существует точка зрения, согласно которой каждый отдельный метод следует рассматривать как целостную и независимую структуру.

В настоящее время в средне образовательных школах наряду со словесными, наглядными, практическими используют также такие методы обучения как дидактические игры, проблемные методы, программное и компьютерное обучение, дистанционное обучение.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

2.  Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

3.  Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

4.  Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28

5.  Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

6.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000

7.  Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1975.

8.  Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288с.

9.  Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование – 1994, №4.

10.  Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.

11.  Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа – 1996 - №12, С.110

12.  Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология / Авт. вступ. ст. коммент. и сост. Н.С. Лейтес; Акад. пед. и соц. наук, моск. психол. – соц. ин-т. – М., 1999, - 331 с.

13.  Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск,1997.

14.  Лецких Л.А. Развивающий кокон в системе Эльконина – Давыдова – Репкина //Начальная школа – 1997 – №3, стр.91

15.  Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1992.

16.  Лопатченко А.А. Поиск пути // Педагогический поиск – г.Сарань – 1992 – стр.88

17.  Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с.

18.  Педагогика под ред. П. И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.

19.  Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983.

20.  Педкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. О-во Росси. – 2-е изд. – М.: ПО России, 1992. – 210 с.

21.  Савин Н. В. Педагогика. М., Просвещение, 1978.

22.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

23.  Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.

24.  Смирнов С. А. и др.. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., Академия, 1999.

25.  Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч. – Т.П. – М., 1939. – 268 с.

26.  Харламов И. Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990.

27.  Шутая А.И. Лекция – парадокс // Педагогический поиск -.Сарань, 1992 С.25

28.  Шутая А.И. Опорные конспекты на уроке //Педагогический поиск –г.Сарань, 1992 стр. 28

29.  Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка //Начальная школа – 1997 - №3, стр.81 

30. Интернет ресурс lektsiya-4-metody-i-sredstva- (5,116) ; metody_obucheniya_v.html (1072,32).





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!