СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках Физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Метод проектов я начинаю использовать в своей работе на первых курсах. Обычно такие проекты предлагаю создать как итоговую работу по прохождению той или иной темы.  Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам.   В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени.  Метод   проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  К примеру, мои студенты, для достижения поставленной цели, используют научно - популярную литературу, периодику, ресурсы ИНТЕРНЕТ, проводят самостоятельные исследования  как в лаборатории колледжа, так и дома,  моделируют свои приборы, проводят эксперименты. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,  «осязаемые», то есть, если это теоретическая проблема, то существует и  конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). Наши студенты свои результаты оформляют в виде страниц физической настенной газеты, в виде мультимедийных презентаций, в виде макетов.

   Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

   Основные требования к использованию метода проектов, которыми руководствуюсь я в работе:

 1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, и пр.).

  2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха  с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий пр.).

  3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

  4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов.

  5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных наблюдений и пр.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Например,  Учебная тема: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники».

Проект: «Развитие средств  связи на современном этапе»

1 этап: Погружение в тему проекта.

Преподаватель формулирует тему, цель, задачи.

 Цель: Предложить идею прибора для коммуникационных систем, или провести мини исследование в выбранном направлении: радио, телевидение, Интернет, сотовая связь, телефон, телеграф.

Задачи:

- Собрать и обобщить информацию по данному типу.

- В проекте осветить вопросы: название прибора, в какой области коммуникационных систем разработан прибор, для чего он предназначен, принцип работы, плюсы и минусы.

- Для исследования исторические сведения; тема исследования; выводы; создание буклета.

- Отчёт по проекту оформить в виде  в виде мультимедийной презентации.

   Этот этап на занятии, на котором в форме мультимедийной презентации, подготовленной преподавателем, дан краткий обзор основных видов современной связи. Сформулирована тема, цели, задачи проекта.

 2 этап: Организация деятельности.

   Преподаватель: организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы студенты в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

   Студенты: по  своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

   Этот этап студенты проводят во внеурочное время, консультируются с преподавателем.

 3 этап: Осуществление деятельности.

   Студенты на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования, проводят его или придумывают идею прибора, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

   4 этап: Презентация результатов.

   Это обобщающий урок по теме «Развитие средств связи».

   Оформление кабинета:  Доска. Плакат: Конференция молодых учёных «Развитие коммуникационных систем».

   Компьютер, экран, проектор, составленные таблицы, статьи, помещенные в общую стенгазету.

   Группы, по очереди выходя к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы, идет живое обсуждение проблемы.

   Преподавателю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу.  Поэтому я сначала предварительно выставляю оценки на листок в каждой группе. Затем обсуждаем их непосредственно с участниками группы.

   Проводя такие работы в течение обучения студентов в группах по многим темам, можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

1. Этот метод позволяет студентам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения.  Студенты овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.

2. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

   За этим методом будущее, недаром он отнесён к технологиям  ХХ1 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

   В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.

Например,  конспект урока по дисциплине  «физика»    в группе  технического профиля

Тема: Развитие средств связи на современном уровне.

Цели:

- Актуализация и углубление знаний студентов о физических основах средств связи.

- С помощью опережающего задания активизировать поисково- познавательную деятельность студентов в работе с научно-популярной литературой, при создании мультимедийной презентации своего проекта.

- Формирование у студентов коммуникативных умений (работать в группе, публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать).

Тип урока:

   Урок – обобщения и систематизации знаний по теме: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники».

Метод проектов.

Форма урока:   Научно- практическая конференция: «Коммуникационные системы».

Оборудование:

   Компьютер, проектор, экран.

Уроку предшествовала большая подготовительная работа, которая предусматривает поэтапную деятельность, используемую в данном методе.

1-й этап: Погружение в проект.

2-й этап: Организация деятельности.

3-й этап: Осуществление деятельности.

4-й этап:  Презентация результатов.

Задания группам: Предложить идею прибора для коммуникационных систем, или провести мини исследования в выбранном направлении.

Направления: Радио, Телевидение, Интернет, Сотовая связь, Телефон, Телеграф.

В проекте осветить вопросы:

- название прибора,

- в какой области коммуникационных систем разработан прибор,

- для чего он предназначен,

- принцип работы,

- плюсы и минусы.

 Для исследования:

- исторические сведения;

- тема исследования;

- выводы;

- создание буклета.

Временная диаграмма урока.

этапа

Содержание этапа урока

Время

1

Актуализация проблемы урока преподавателем

5

2

Развитие средств связи на современном этапе

5

3

Защита проектов

60

4

Выступление патентного бюро

10

5

Итоги урока подводит преподаватель

6

6

Рефлексия

4

Ход урока:

Выступление преподавателя:

    Мы завершаем прохождение темы: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники». Теперь Вы хорошо знаете, что представляют эти волны, какими свойствами они обладают, на каких принципах основана работа коммуникационных систем, развитие которых сейчас проходит очень стремительно. Поэтому мы и проводим нашу конференцию, которая посвящена этой проблеме. (Представляется  Программа  конференции).

  Я приветствую на нашей конференции представителей 4-х КБ, которые представят свои изобретения в области коммуникационных систем. Позвольте Вам напомнить значение слов, и выразить надежду на то, что Ваши разработки с которыми мы сегодня познакомимся, найдут применение в будущем.

Продолжаем работу нашей конференции, слово представителям КБ (представители групп студентов, защищают свои проекты)

Развитие коммуникационных систем.

Выступление:

1 группа «ИИРТ» (телеграф).

2 группа «Небо связи» (сотовая связь).

3 группа «Телефония» (телефонная связь).

4 группа «LSD - монитор» (телевидение).

5 группа «system FM» (радио).

6 группа «HI - TECH» (Интернет).

 В ходе выступления, студенты отвечают на вопросы своих товарищей.

После защиты проектов каждая группа получает «Патент на изобретение».

В конце урока преподаватель просит выразить своё мнение об уроке.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках Физики»

Метод проектов на уроке по дисциплине «Физика»

Учебная тема: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники».

Проект: «Развитие средств связи на современном этапе»

1 этап: Погружение в тему проекта.

Преподаватель формулирует тему, цель, задачи.

Цель: Предложить идею прибора для коммуникационных систем, или провести мини исследование в выбранном направлении: радио, телевидение, Интернет, сотовая связь, телефон, телеграф.

Задачи:

- Собрать и обобщить информацию по данному типу.

- В проекте осветить вопросы: название прибора, в какой области коммуникационных систем разработан прибор, для чего он предназначен, принцип работы, плюсы и минусы.

- Для исследования исторические сведения; тема исследования; выводы; создание буклета.

- Отчёт по проекту оформить в виде в виде мультимедийной презентации.

Этот этап на занятии, на котором в форме мультимедийной презентации, подготовленной преподавателем, дан краткий обзор основных видов современной связи. Сформулирована тема, цели, задачи проекта.

2 этап: Организация деятельности.

Преподаватель: организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы студенты в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

Студенты: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап студенты проводят во внеурочное время, консультируются с преподавателем.

3 этап: Осуществление деятельности.

Студенты на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования, проводят его или придумывают идею прибора, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

4 этап: Презентация результатов.

Это обобщающий урок по теме «Развитие средств связи».

Оформление кабинета: Доска. Плакат: Конференция молодых учёных «Развитие коммуникационных систем».

Компьютер, экран, проектор, составленные таблицы, статьи, помещенные в общую стенгазету.

Группы, по очереди выходя к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы, идет живое обсуждение проблемы.

Преподавателю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу. Поэтому я сначала предварительно выставляю оценки на листок в каждой группе. Затем обсуждаем их непосредственно с участниками группы.

Проводя такие работы в течение обучения студентов в группах по многим темам, можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

1. Этот метод позволяет студентам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Студенты овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.

2. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

За этим методом будущее, недаром он отнесён к технологиям ХХ1 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда

(способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!