СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений о современной системе растений и животных, как отображении макроэволюции.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции;
  2. развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;
  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Основные понятия темы: на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Просмотр содержимого документа
«задания»

Запишите термин:

ФИ ___________________

Класс


Вариант 1.

  1. _______________ - процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений, путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами.

  2. _______________ совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

  3. Как называют приспособление, которое позволяет животным оказываться менее заметными в окружающей среде? _______________

  4. _______________ - сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными ему видами, хорошо защищенными и обладающие предостерегающей окраской.

  5. _______________ означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень. Приведите пример данного направления эволюции из ботаники и зоологии.

  6. Дивергенция - __________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Например, _____________________________________________







Вариант 2.

ФИ ___________________

Класс

  1. _______________ - происходящие в природе процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других (Ч. Дарвин).

  2. Перечислите основные формы борьбы за существование. ____________________________________ _____________________________________________________________________,

  3. Как называется окраска, которая предупреждает хищника о бесполезности и даже опасности нападения? ______________________________

  4. _______________ - совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

  5. …_______________ - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных и растений. Приведите пример данного направления эволюции из ботаники и зоологии.

  6. Конвергенция - __________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Например, _____________________________________________

Современная систематика.

1. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Капуста белокочанная

Пырей ползучий

Смородина черная

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

Отдел

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: крестоцветные, капуста, лилия, двудольные, однодольные, растения, покрытосемянные, розоцветные, бобовые, розоцветные, лилейные, злаки, пырей, смородина.






Современная систематика.

2. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Индийский слон

Медведь белый

волк

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

отряд

 

 

 

 

класс

 

 

 

 

тип

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: хордовые, зайцы, слоновые, утки, медвежьи, слоны, медведи, хоботные, утиные, млекопитающие, зайцеобразные, утки, животные, хищные, зайцевые, гусеобразные.






Современная систематика.

 I. Выпишите номера утверждений. Знаком “+” пометьте правильный ответ, “-” неправильный ответ

1. Систематика – раздел биологии, классифицирующий живые организмы.

2. Вид – основная единица в системе организмов.

3. Одуванчик – название вида растения.

4. Самая крупная единица систематики у растений – отдел.

5. Смородина черная – название рода растений.

6. Отряд- самая маленькая систематическая единица у животных.

7. К хордовым относятся и птицы и млекопитающие.

8.Двойное название организма указывает на видовые признаки



Современная систематика.

II. Выберите правильный ответ.

1. Самая крупная из причисленных систематических групп является:

А) вид Б) род В) семейство Г) класс

2. В каком случае указано название отдела растений?

А) злаки Б) голосеменные В) однодольные Г) двудольные

3. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

Б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

В) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род –класс – царство – отдел

4. В каком случае указано название типа животных?

А) млекопитающие; Б) хордовые; В) птицы; Г) животные

5. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – семейство – отряд- класс –тип - царство

Б) род – семейство – вид – тип - царство – класс

В) царство – тип– класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род – класс – царство – отряд






Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Цель: формирование представлений о современной системе растений и животных, как отображении макроэволюции.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции;

  2. развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;

  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Основные понятия темы: на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Ход урока:

  1. ОНУ,

  2. Проверка ранее полученных ЗУН.

Биологический диктант на знание терминов:

Ответы

Вариант 1.

Вариант 2

  1. Искусственный отбор

  2. Борьба за существование.

  3. Покровительственная окраска.

  4. Мимикрия

  5. Ароморфоз.

  6. Процесс расхождения признаков, возникших от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.

  1. Естественный отбор

  2. Межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями.

  3. Предупреждающая окраска.

  4. Вид.

  5. Идиоадаптация.

  6. Процесс сходства признаков в строении тех органов, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды обитания

  1. Изучение нового материала.


1. Актуализация знаний учащихся.

Кем разработаны основы современной классификации ор­ганизмов?

Перечислите систематические группы животных и расте­ний, известных вам из курса зоологии, ботаники.

2. Систематические  группы.

Данные систематики используют для доказательства эволю­ции, так как они устанавливают родство между таксонами.

В современной систематике организмы распределяются по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Каждая высшая систематическая категория, начиная от рода, объединяет группы, стоящие по рангу ниже и имеющие общего предка. Род объединяет виды, произошедшие от одного предка и оказавшиеся в результате борьбы за существование и естествен­ного отбора способными существовать и успешно размножаться в различных географических и экологических условиях.

Признаки (критерии), на основании которых близкие виды объединяются в роды, хорошо видны на примере дарвиновских вьюрков. На Галапагосских островах вьюрки представлены тре­мя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся большей частью на от­крытых местах, древесные гнездятся в засушливой зоне и пита­ются на деревьях; славковые занимают разные местообитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, -строение клюва, тесно связанное с особенностями питания. На цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у кото­рого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляно­го вьюрка толстый, массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый, древесный,  вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое выдолбил. Все виды дарвиновских вьюрков не скрещиваются; некоторые виды образуют подвиды - - значит, ви­дообразование продолжается. Все виды вьюрков произошли от одного исходного вида.

3. Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIIIв. К. Лин­ней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объ­единяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, напри­мер, такие роды, как кошки, лошади, дубы и т. д. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, кото­рыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези,    оканчивающимися    волосоподобными    зубчиками». Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или бино­минальное, название видов. Первое слово представляет собой имя рода, второе     название вида. Например, Дуб красный. Со­бака домашняя.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими. Каждая таксономическая категория соответствует группе орга­низмов, которые имеют общего предка. Такая система класси­фикации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации по­зволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе эволюции, представляют собой подобие ветвей могучего дерева. Родословное древо в це­лом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер мак­роэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный характер эво­люции

  1. Закрепление полученных знаний.

1. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Капуста белокочанная

Пырей ползучий

Смородина черная

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

Отдел

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: крестоцветные, капуста, лилия, двудольные, однодольные, растения, покрытосемянные, розоцветные, бобовые, розоцветные, лилейные, злаки, пырей, смородина.

2. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Индийский слон

Медведь белый

волк

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

отряд

 

 

 

 

класс

 

 

 

 

тип

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: хордовые, зайцы, слоновые, утки, медвежьи, слоны, медведи, хоботные, утиные, млекопитающие, зайцеобразные, утки, животные, хищные, зайцевые, гусеобразные.

 I. Выпишите номера утверждений. Знаком “+” пометьте правильный ответ, “-” неправильный ответ

1. Систематика – раздел биологии, классифицирующий живые организмы.

2. Вид – основная единица в системе организмов.

3. Одуванчик – название вида растения.

4. Самая крупная единица систематики у растений – отдел.

5. Смородина черная – название рода растений.

6. Отряд- самая маленькая систематическая единица у животных.

7. К хордовым относятся и птицы и млекопитающие.

8.Двойное название организма указывает на видовые признаки

II. Выберите правильный ответ.

1. Самая крупная из причисленных систематических групп является:

А) вид Б) род В) семейство Г) класс

2. В каком случае указано название отдела растений?

А) злаки Б) голосеменные В) однодольные Г) двудольные

3. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

Б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

В) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род –класс – царство – отдел

4. В каком случае указано название типа животных?

А) млекопитающие; Б) хордовые; В) птицы; Г) животные

5. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – семейство – отряд- класс –тип - царство

Б) род – семейство – вид – тип - царство – класс

В) царство – тип– класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род – класс – царство – отряд

  1. Обобщение.

Обсуждение итогов самостоятельной работы и формулирование выводов.

  • Современный органический мир – результат длительного необратимого исторического развития, движущей силой которого является естественный отбор.

  • Именно естественный отбор – причина существования разных уровней организации жизни, многообразия видов и их приспособленности к условиям среды.

  • Макро- и микроэволюция – единый процесс, происходящий во времени.

  • Современная система растении и животных – отображение макроэволюции.

  1. Д/з.

Повторить стр.8-11 учебника

  1. Итог урока.


Просмотр содержимого презентации
«Как отыскать здесь нужную информацию»

Как отыскать здесь нужную информацию?

Как отыскать здесь нужную информацию?

Как навести порядок в этом многообразии?

Как навести порядок в этом многообразии?

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Классификация – распределение живых организмов по группам на основе их морфо-физиологического сходства и родства. Систематика – наука занимающаяся классификацией живых организмов.
  • Классификация – распределение живых организмов по группам на основе их морфо-физиологического сходства и родства.
  • Систематика – наука занимающаяся классификацией живых организмов.
Классификация

Классификация

  • вид
  • род
  • семейство
  • отряд (порядок для растений)
  • класс
  • тип (отдел для растений)
  • царство
  • империя
Вьюрки

Вьюрки

Ввел бинарную номенклатуру

Ввел бинарную номенклатуру

Царство – (растения, животные, грибы,  дробянки, вирусы) Тип (у животных) Отдел (у растений) Тип Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Кошачьи Род: Тигры Вид: Тигр уссурийский
  • Царство – (растения, животные, грибы,
  • дробянки, вирусы)
  • Тип (у животных) Отдел (у растений)
  • Тип Хордовые
  • Класс: Млекопитающие
  • Отряд: Хищные
  • Семейство: Кошачьи
  • Род: Тигры
  • Вид: Тигр уссурийский