СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?» ( педагогическое эссе)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Да, я училась в советской школе. Многие мои коллеги тоже родом оттуда…  И все же я считаю, что мы стали Учителями потому, что воспитаны советской школой, которая вложила в нас душевное отношение к детям, ум и талант преподавания. 

Просмотр содержимого документа
««Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?» ( педагогическое эссе)»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЗАРОВСКАЯ ШКОЛА»

391410, Рязанская область, Чучковский район, село Назаровка, улица Садовая, дом 2.

Телефон: 8(49138)7-43-36, E-mail: [email protected]






«Современное образование:

надо ли оглядываться на прошлое?»


( педагогическое эссе)










Прошкина Алла Федоровна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории









Промозглый октябрьский вечер, идет дождь. Я, подхватываемая порывами ветра, быстро бегу домой, перечисляя, что еще сегодня вечером надо сделать: конспекты, тетради, приготовить презентации, начать подготовку к учителю года, да, еще заплатить за квартиру, приготовить ужин. Боюсь, что тетради ребят промокнут от дождя…

Вдруг чей-то до боли знакомый голос (из моей юности, что ли?) прорезался сквозь дождь и мое затуманенное сознание: «Алла, ты?!» Еще никого не видя, поняла, что этот звонкий голос принадлежит моей институтской подруге, с которой мы не встречались уже, наверное, тысячу лет. Красивая, яркая, праздничная, в какой-то умопомрачительной куртке, она никак не вязалась с этим дождем, с нашим поселком и…со мной – замученной повседневными проблемами и непростой работой. Мы сели в ее теплую, уютную машину. Начался обычный в такой ситуации разговор: «Ты как? Где?» - «В школе…» - «Где??? Ты что? С ума сошла? Столько лет?»

Да, я, наверное, и правда сошла с ума. Время остановилось… Почему я пришла в школу? Почему я выбрала эту профессию? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не только профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни. Но надо заметить: эту профессию я выбрала ещё в советские времена…

Каждый дорогу жизни выбирает по-своему. Выбор профессии был не случайным: на моем пути были такие люди, встреча с которыми во многом определила мою судьбу. Александра Ильинична Ермакова – учитель начальных классов, влюблённая в свою профессию. За ее плечами был огромный педагогический опыт, в сердце – неподдельная любовь и привязанность к детям. Моя первая учительница привила мне любовь к природе, родному краю, учила нас восхищаться, казалось бы, самыми обычными вещами: первыми весенними листочками, песней жаворонка, яркими осенними красками. Она научила меня не быть равнодушной и черствой. Спасибо вам, что вы были в моей жизни. Эстафету приняла Захарова Валентина Ивановна, она научила меня, девочку 5 класса, простым и самым главным истинам в жизни: свободному мышлению, терпению, способности к самовыражению, милосердию и вниманию к людям. Нравилось мне больше всего их душевное отношение к детям, ум и талант преподавания, мне хотелось быть похожими на них. (Вот ведь какие превратности судьбы: через 5 лет я вернулась в свой район учителем биологии и химии, в любимой школе проходила практику, а Валентина Ивановна гордилась мной и радовалась за меня, здесь училась моя дочь, здесь мой дом…)

- А ты помнишь наш курс?

Студенческие годы! Что-то уже кануло в Лету… Но разве можно забыть, как по институтским коридорам рязанского пединститута степенно и важно шел всеобщий любимец – Афонькин Е.В., или что ты учился у таких столпов биологической науки, как Еськов Е.К., Золотов В.Г., Хлынин Ю.В. Энциклопедический ум, сдержанность, интеллигентность. Здесь, в этих стенах, началось мое рождение как учителя. Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Я – Учитель!!! Когда мысленно произношу эту фразу, невольно расправляются плечи и хочется улыбнуться. Что бы ни говорили о моей профессии, как бы трудно ни приходилось при всех реформах и нововведениях, уверена в одном: в выборе своего жизненного пути я не ошиблась!

- Ты меня слышишь? А куда ты сразу после института делась? А тебе удалось избежать деревенского распределения?

Она мило журчала, рассказывая о чем-то. А меня время возвращало назад… В Алеево… Не Европа, конечно… Чучковский район… Школа в здании бывшей церкви, учителя с разговорами о картошке, проигрыватель 75 года. На пороге меня встретила Краснова Наталья Васильевна, с которой мы до сих пор коллеги и друзья. Как же я завидовала городским учителям, с их инновациями, технологиями, компьютерами! Биология, химия, история, география, ОППТ, литература – я была в курсе всего. Именно тут меня впервые назвали Аллой Федоровной… Классное руководство получила в 9 выпускном классе, где были ребята чуть моложе меня, но я для них учитель… Трудно забыть, как мы ходили с ними в мастерские ремонтировать трактора на уроках ОППТ. Здесь я получила свой первый урок: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Почти тридцать лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить ее, она стала для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Уже тогда определилась и цель моей педагогической деятельности: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Здесь, в Алееве, я встретила свою любовь, здесь вышла замуж, здесь родилась моя дочь… Какой же болью в сердце отозвалось известие о том, что Алеевскую школу закрыли как малокомплектную и неперспективную…

Монолог моей подруги становится все решительней, словно она хотела меня в чем-то убедить. Обрывки ее фраз подсказывали - в чем: «Ну, что там в школе… устаревшие методы… надо все менять... Жизнь проходит…»

Да, идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы то ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока; вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

- Алла, ну, не надоело тебе об одном и том же 30 лет твердить? Расти надо!

Нет! Это уже слишком. Я понимала, что во мне просыпается бойцовский дух! Нет, мне не надоело! Я каждый день совершаю открытия! И я дарю их детям! Я могу с гордостью сказать: «моя работа», «мой класс», «мои коллеги», «мои уроки», «мои ученики». Я - преподаватель биологии и химии. Каждый день звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье познания и общения, ведь я – учитель, биолог, помогающий познать мир, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это целая жизнь, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, жизнь состоялась. «Урок окончен», - говорю я ребятам каждый день, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться (это будет семинар, дискуссия, «круглый стол», конференция), мы будем спорить о значении жизни. Я и сейчас считаю, что мой предмет важнейший и интереснейший. Без широкого знания в области биологии невозможно сегодня развивать сельское хозяйство, здравоохранение, охрану природы, а значит, и общество в целом.

- А ты счастлива? - Я только что заметила, что моя подруга давно молчит и странно смотрит на меня.

ДА! Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Я чувствую себя молодой, радостной, нужной, мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (Л.Н.Толстой).

Могу ли я назвать себя Учителем с большой буквы? Я иду к этому, я стараюсь, я честно работаю. И этим я счастлива. Я верю, что лучший мой урок – впереди. А продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма, поэтому я иду вперёд, к мечте!

Моя институтская подруга… Наверное, тебе очень трудно понять меня. Мы живем в разных мирах.

-Ну, что, давай прощаться. Рада была тебя видеть.

Я вышла из ее машины. Дождь лил как из ведра. Я спешила домой: тетради, ужин, конспекты, презентации. Завтра на урок.

Я – счастливый человек!

Да, я училась в советской школе. Многие мои коллеги тоже родом оттуда… И все же я считаю, что мы стали Учителями потому, что воспитаны советской школой, которая вложила в нас душевное отношение к детям, ум и талант преподавания. Именно поэтому мне понятны и радуют слова министра Образования РФ О.Ю. Васильевой, которая отметила, что «советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования».

Что я несу с собой: добро иль вред?

Лишь знают небеса, не мне судить.

Но только хочется оставить в жизни след,

И не дай Бог, хоть как-то наследить.