СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок английского языка в общеобразовательной школе и требования к нему (на примере МОУ "Румянцевская СОШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный конспект урока английского языка с соблюдением современных требований может быть использован на уроке английского языка в 3 классах общеобразовательных школ. 

Просмотр содержимого документа
«Современный урок английского языка в общеобразовательной школе и требования к нему (на примере МОУ "Румянцевская СОШ"»

Автономная некоммерческая организация

дополнительного образования

«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»







Современный урок английского языка в общеобразовательной школе

и требования к нему



(на примере МОУ «Румянцевская средняя общеобразовательная школа»)

Выпускная аттестационная работа слушателя по программе профессиональной переподготовки «Теория обучения и воспитания»















Выпускная работа

защищена

«___» _________20___г.

Оценка____________

Председатель АК________

(подпись)



Выполнил

Барышева Татьяна Сергеевна

_____________________

(подпись)



Научный руководитель

___________________

___________________

(подпись)




Омск – 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты проведения современного урока……..7

1.1 Урок как основная форма обучения в школе…………….……… 7

1.2. Типы и структура современных уроков……..………………… 11

1.3.Требования к современному уроку………………………….…… 17 1.3.1. Современный урок в условиях введения стандарта второго поколения……………………………………………………………………….. 17 1.3.2. Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку…….. 23 1.3.3. Этапы планирования современного урока и подготовка к нему учителя…………………………………………………………………. .25 1.3.4. Примерное содержание разделов поурочного плана………..26 Глава 2. Требования к проведению современного урока английского языка……………………………………………………………………………...31 2.1. Сравнительная характеристика требований к традиционному и современному уроку……………………………………………………………. 31 2.2. Формы организации работы на уроке английского языка с учетом современных требований……………………………………………… 34 2.3. Разработка урока английского языка с учетом требований, предъявляемых к современному уроку ………………………………………..39 Заключение…………………………………………………………...…...50 Список литературы……………………………………………..…………53 Приложение ..……………………………………………………..………55









Введение

Актуальность исследования. В настоящее время тема образования очень актуальна во всех областях. Отличием современного подхода к образованию является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработана и описана Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок»[1].

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока» [2]. Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Н. Е. Щуркова [3] рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования?

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Итак, актуальность вопроса: «Какие требования предъявляются к современному уроку?» является безусловной. 

Объект исследования – современный урок английского языка в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – требования к современному уроку английского языка средней общеобразовательной школы.

Цель исследования – обоснование и разработка методических рекомендаций по проведению урока английского языка в средней общеобразовательной школы с соблюдением всех требований к современному уроку.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проведения современного урока.
2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
3. Проанализировать общие требования к современному уроку английского языка.

4. Предоставить конспект проведения современного урока английского языка.

Теоретическая основа исследования базируется на работах следующих авторов: Зотов Ю. Б., Кириллова Г. Д., Онищук В. А., которые разрабатывают понятие «урок», описывают его элементы. Более многочисленная группа авторов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Читатель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т. д.). Таковы, например, работы Дайри Н. Г., Конаржевского Ю. А., Скаткина М. Н., Сорокина Н. А., Щурковой Н. Е., Яковлева Н. М. Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Эмпирической базой исследования является МОУ «Румянцевская средняя общеобразовательная школа» (Московская область).

Практическая значимость исследования. Разработанный конспект урока английского языка с соблюдением современных требований может быть использован на уроке английского языка в 3 классах общеобразовательных школ.

Структура исследования: выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
























Глава 1. Теоретические аспекты проведения современного урока 1.1. Урок как основная форма обучения в школе

Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [4].

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения [5]. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы (Рис.1).

Рис. 1. Элементы урока.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в русской школе, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно.

Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в школе, позволяет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;

5) формировать отношения в коллективе.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего обучающегося». От этого страдают сильные и слабые ребята. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и «условно переведёнными». Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего, начального и среднего профессионального образования.

Чтобы создать современный урок существует ряд рекомендаций.

Шаг 1.

  четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  определить место темы в учебном курсе;

  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Шаг 2.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3.

Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Шаг 6.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  что контролировать;

  как контролировать;

как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

Шаг 7.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Шаг 8.

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Шаг 9.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Урок № _____________________

Тема ______________________

Цель ______________________

Задачи:_____________________

обучающие__________________

развивающие ________________

воспитывающие_____________

Оборудование_____________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.


1.2.Типы и структура современных уроков

Термин «структура» латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что он начинается и заканчивается в строго определенное время, обучающиеся и преподаватель готовы к уроку, на всем его протяжении умело организуют на работу, время распределено четко и рационально [6]. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы обучающихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; обучающиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить: основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке. Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а, следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет [7]. Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: 1) объединенный или комбинированный, урок; 2) урок изучения нового; 3) урок закрепления; 4) урок повторения или повторительно-обобщающий урок; 5) урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный или учетный урок. Рассмотрим подробнее каждый тип урока.

1. Объединенный или комбинированный, урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное—на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Используют такого типа уроки и преподаватель старшей школы, НПО и СПО.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания,

2) подготовка к усвоению новых знаний,

3) объяснение нового материала,

4) закрепление изученного материала,

5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например:

1) изучение нового материала,

2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного,

3) задание на дом,

4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части—повторение или проверка, изучение и закрепление нового — по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания обучающихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того, чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова:

1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний,

2) сообщение темы и цели урока,

3) изучение нового материала,

4) проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление,

5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока:

1) сообщение темы и цели урока;

2) изучение нового материала;

3) задание на дом;

4) проверка понимания обучающимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе, в отличие от ранее действующей, начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания обучающимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение обучающимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая:

1) сообщение цели предстоящей работы;

2) воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3) выполнение обучающимися различных упражнений, задач;

4) проверка выполненных работ;

5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.

4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей:

1) вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

2) выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов;

4) подведение итогов.

5. Контрольные или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке — диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, преподаватель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам обучающихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

1.3.Требования к современному уроку 1.3.1. Современный урок в условиях введения стандарта второго поколения.

С введением ФГОС чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником [8].

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При построении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни [9].

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы;

• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало [8]. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают [9]. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания [10]– главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

1.3.2. Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку
  1. Учёт особенностей учащихся класса:

  • уровень класса;

  • отношение учащихся к предмету;

  • темп работы класса;

  • сформированность ЗУН;

  • отношение к разным видам учебной деятельности;

  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

  • общая дисциплина учащихся.

  1. Учёт индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы;

  • коммуникативность;

  • эмоциональность;

  • управление восприятием нового материала учащихся;

  • умение преодолеть плохое настроение;

  • уверенность в своих знаниях, умениях;

  • умение импровизировать;

  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

  2. Отобрать три книг, относящихся к теме урока: научные. Научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

  6. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

  7. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

  8. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

  9. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.

  10. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

  11. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

1.3.3. Этапы планирования современного урока и подготовка к нему учителя
  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

  5. Формирование учебных задач урока.

  6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.

  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

  8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

  9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

  10. Проверка оборудования и ТСО.

  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

  12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

  13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

  14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.

  15. Продумывание форм проведения итогов урока.

  16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

1.3.4. Примерное содержание разделов поурочного плана.
  1. Тема урока:

  • дидактическая цель и задачи урока;

  • тип, структура урока;

  • общие методы, приёмы работы с учениками;

  • средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

  1. Повторение опорных знаний:

  • определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

  • самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);

  • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

  • формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

  1. Усвоение новых знаний:

  • новые понятия, законы и способы их усвоения;

  • определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);

  • самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);

  • проблемные и информационные вопросы;

  • варианты решения проблемы;

  • варианты закрепления изученного материала.

  1. Формирование умений и навыков:

  • конкретные умения и навыки для отработки;

  • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

  • способы «обратной» связи с учащимися;

  • фамилии учащихся, которые будут опрошены.

  1. Домашнее задание:

  • что повторить и приготовить к уроку;

  • творческая самостоятельная работа;

  • объём и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

  • мысленное воспроизведение основных этапов урока;

  • воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

  • стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

  • хорошее знание материала;

  • бодрое самочувствие;

  • продуманный план урока;

  • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

  • правильный выбор методов обучения;

  • разнообразие методов обучения;

  • занимательность изложения;

  • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

  • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

  • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

  • рыхлая композиция урока;

  • скованность движений;

  • неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

  • однообразие методов обучения;

  • бесстрастный рассказ учителя;

  • монотонность и сухость при изложении нового материала;

  • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Выводы по Главе 1.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков:

1) объединенный или комбинированный, урок;

2) урок изучения нового;

3) урок закрепления;

4) урок повторения или повторительно-обобщающий урок;

5) урок проверки знаний, умений, навыков.

Для проведения современного урока необходимо:

  1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока.

  2. Определить место темы в учебном курсе.

  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно.

  4. Обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

  5. Спланировать учебный материал.

  6. Продумать "изюминку" урока.

  7. Сгруппировать отобранный учебный материал.

  8. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке.

  9. Подготовить оборудование для урока.

  10. Продумать задания на дом.

  11. Составить конспект урока.

Требования к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.




















Глава 2. Требования к проведению современного урока английского языка. 2.1. Сравнительная характеристика требований к традиционному и современному уроку

В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса [11]. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-мастерская, урок-проект и т. д. Но стоит ли считать, что традиционный урок изжил себя, и появилась необходимость отказаться от него в пользу других форм проведения занятий? Изучая литературу о современных требованиях к обучению, понимаешь, что нестандартные формы проведения занятий необходимо внедрять в учебный процесс, но основной формой обучения все же остается урок. Ведь большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы [12], выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.







Таблица 1.

Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Применяется преимущественно фронтальный метод

Применяется групповой, парный и индивидуальный методы

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

ФГОС НОО требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.

На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД [13]. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. Так, например, на уроке английского языка во 2 классе при изучении множественного числа существительных детям предлагается рассмотреть фотографии животных в зоопарке, сосчитать их и назвать, сколько животных изображено на картинке. Они составляют словосочетания типа three bear, two tiger, five monkey и т. д. Учитель переводит на русский язык получившиеся фразы, что вызывает улыбку у детей. Спрашиваем: «Почему у нас получились такие нелепые словосочетания?». Так, детьми делается вывод, что они еще не умеют называть несколько предметов. Далее учащиеся сами формулируют цель урока: научиться называть множество предметов, животных, людей. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели. При обучении чтению в начале урока можно дать детям письмо от английского друга и предложить прочитать его, что вызовет у них затруднение, так как они не умеют читать[14]. Учащиеся ставят перед собой цель научиться читать английские слова и предложения. Спрашиваем: «Для чего вам это нужно?» Ответ детей: «Это нужно, чтобы читать рассказы, письма, электронные сообщения по-английски и понимать их.»

На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Также возможно использовать иллюстрации, схемы, модели.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников. Если учитель не продумает такую возможность для более способных учеников, их интерес к изучению языка может быстро пропасть. Такие дети, как правило, быстро справляются с объемом заданий, данным для всего класса, и вынуждены ждать, когда остальные учащиеся выполнят упражнения. В УМК М.З. Биболетовой такая возможность заложена в учебниках. В них есть так называемые задания «со звездочкой». Кроме этого, я всегда в план урока вношу задания, которые я называю «на всякий случай», так как часто бывают ситуации, когда часть детей намного быстрее справляются с заданиями (группы очень не равные).

2.2. Формы организации работы на уроке английского языка с учетом современных требований

Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка. Для учащихся 2-ого класса недостаточно дать задание составить диалог, нужно погрузить их в какую-нибудь интересную, необычную ситуацию, например, «познакомься с артистами театра» , «поработай тренером, пусть спортсмен выполнит твои команды», «возьми интервью у фермера, узнай, какие животные у него есть» и т. д. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса. Эти правила нужно озвучить на первых уроках английского языка.

Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат. Детей в группы стоит объединять так, чтобы в каждой группе были и «сильные», и «слабые» ученики. Так, «сильные» учащиеся могут занять позицию лидера, организовать деятельность группы, помогать другим и представлять конечный результат, а «слабые» учащиеся будут тянуться за остальными, выполнять посильную для них работу, тем самым ощущая собственную значимость для группы [15]. Здесь важно, чтобы такие ученики не отстранились от работы и не переложили всю работу на остальных участников группы. Учителю необходимо следить за этим и иногда ненавязчиво вмешиваться в их деятельность. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, например, «Веселая азбука», «Кто где живет?», «В мире животных» и т. д. Так, при работе над проектом «В мире животных» дети поделились на 3 группы, все учащиеся были корреспондентами телепередачи, каждая группа была направлена в разные места для съемки репортажа ( зоопарк, ферма, лес), им необходимо было отобрать фотографии животных, живущих в этих местах, и составить о них рассказы. В итоге весь класс превращался в телезрителей, все с увлечением слушали репортажи одноклассников. К сожалению, не всегда хватает времени на уроке, поэтому требуется большая предварительная подготовка не только учителя, но и учащихся. Также важно, чтобы на начальной ступени обучения учитель выбирал краткосрочные проекты, чтобы результат был близок.

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД [16]. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.

При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Начать обучать детей устно оценивать себя и одноклассников можно на русском языке, постепенно переходя на английский язык. Во 2-ом полугодии второклассник вполне может выразить свое отношение к выполнению задания ( Very good! Good! So so. I like it. Fine! Sorry, but I don`t like it.) В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.

Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы. Начать можно со взаимопроверки буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить эталон выполнения задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке [17] (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Здесь замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или раскрашивают тот смайлик, которые наиболее точно описывает их состояние.

Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Так, в конце каждого полугодия 2 класса была проведена такая работа. Учащиеся заполняли рефлексивную карту по английскому языку. (Приложение 1)

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения – учебник [18]. Сейчас большинство используемых в практике учебников английского языка прошли экспертизу на соответствие ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников данного класса.

Еще одним важным средством обучения могут стать справочная литература, словари. Их частое использование направлено на формирование информационных познавательных универсальных учебных действий. В конце любого учебника английского языка предусмотрен грамматический справочник, а также англо-русский словарь, однако нужно давать детям возможность пользоваться и другой справочной литературой (словари, энциклопедии), в том числе интернет-ресурсами. Итак, задача учителя – создать такую ситуацию, чтобы у детей возникала потребность в поиске информации.

Итак, в условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов [19]. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

  1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

  9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

2.3. Разработка урока английского языка с учетом требований, предъявляемых к современному уроку

Данный урок разработан в соответствии с требованиями Нового образовательного стандарта. В ходе урока формируются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Ключевую роль в их формировании играет создание учебного материала, используемого на уроке.

По типу урок является комбинированным. Он включает в себя 10 этапов, которые ведут к достижению основной цели урока.

1 этап. Организационный момент, целью которого является введение обучающихся в атмосферу иноязычного общения, сообщения темы урока.

2 этап. Фонетическая зарядка-подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.

3 этап. Речевая разминка-активизация речевого материала.

4 этап. Прослушивание загадок и выполнение задания « Угадай».

5 этап. Динамическая пауза-снятие напряжения, релаксация

6 этап. Совершенствование лексических навыков чтения

7 этап. Контролирующее задание - контроль понимания прочитанного.

8 этап. Сделать выбор, соотнеся слова о здоровой и нездоровой пище.

9 Домашнее задание-объяснение учителем.

10. этап. Рефлексия учебной деятельности нам уроке - подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

В ходе урока формируются:

-коммуникативная компетенция в межкультурной коммуникации;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.


Конспект урока

Тема: “Good Appetite”.

Класс: 3

Тип урока: комбинированный

Учебник: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. EnjoyEnglish.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация.

Цель


Совершенствование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников.



Формировать УУД:

-личностные УУД: толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

-регулятивные УУД: планирование личной деятельности, прогнозирование результатов;

-коммуникативные УУД: развитие умений взаимодействия в группе, толерантное отношение к чужой точке зрения;

-познавательные УУД: развитие умений извлекать нужную информацию из текста.

Задачи:



практические:

1совершенствовать речевые компетенции чтения и говорения с НЛЕ;

2 тренировать фонетические навыки.

Образовательные:

  1. учить обучающихся уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.

  2. Развивающие:

  1. способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества с другими учащимися.

  2. Совершенствовать навыки чтения и говорения.

  3. Развивать речевые компетенции на основе аутентичного материала.



Воспитательные:

  1. Укреплять чувство дружбы.

  2. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

  3. Прививать навыки правильногопотиния и вкус здоровой пищи.

Планируемый результат

Предметные:

  • Знать лексические единицы по теме «Еда»;

  • Уметь использовать языковой материал для продуктивной и репродуктивной речевой деятельности.

Личностные: формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;


Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.


Организация пространства

Фронтальная работа, парная и групповая работа.



Технологическая карта урока.


Этап урока и цель




Результаты (предметные, УУД)

Содержание деятельности

(взаимодействие)



Комментарий

Действия учителя



Действия обучающихся

1.Организационный момент – введение обучающихся в атмосферу иноязычного общения, сообщение темы урока.

личностные – обучающиеся выражают свое отношение, эмоции, отвечая на вопросы учителя;

регулятивные – обучающиеся прогнозируют тему урока.


-учитель приветствует обучающихся, задает им вопросы:

-What date is it today?

- How are you?

-учитель просит обучающихся посмотреть на экран и высказать свои предположения о теме урока. На интерактивной доске представлено стихотворение .

-обучающиеся участвуют в коммуникации читают стихотворение, отвечая на вопросы учителя и высказывая свои предположения о теме урока.


2.Фонетическая зарядка – подготовка обучающихся к общения на иностранном языке

предметные – обучающиеся тренируются в произношении отдельных звуков, читая пословицу


-учитель просит обучающихся повторить звуки [e], [i],[ei];

-учитель дает задание прочитать пословицу ( работа с интерактивной доской);

- учитель читает пословицу;

-обучающиеся хором повторяют эти звуки;

обучающиеся читают пословицу по одному.



3.Речевая разминка-активизация речевого материала по теме урока

личностные – обучающиеся, отвечая на вопросы учителя, выражают свое мнение;

коммуникативные

построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения.

Учитель организует фронтальную работу:

1) соотнести слова с картинками,

2) учитель читает короткие рифмовки на русском языке

3) задает обучающимся вопросы:

-Do you like fruits?.

-What do you like for breakfast?


1)Обучающиеся смотрят на экран и соотносят слова с картинками,


2)Обучающиеся дополняют эти рифмовки лексикой по теме.

3)Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

I like…for breakfast I like…








В зависимости от уровня подготовки обучающихся можно использовать речевые опоры.

5.Физминутка – снятие напряжения, релаксация


Учитель предлагает обучающимся хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и покрутить головой, используя при этом лексику по теме « Еда».

Обучающиеся слушают учителя и выполняют движения.

Учащиеся могут самостоятельно провести физминутку.

6 . а)Контролирующее задание.

Совершенствование лексических навыков чтения.







регулятивные-поиск конкретной информации, оценивание своей работы и работы одноклассников.

познавательные

находить нужную информацию

Используя компьютерную презентацию, учитель проводит контроль понимания прочитанного.

Учитель дает задание прочитать текст и выполнить задания (True/False).

Обучающиеся выполняют задание.

Используется раздаточгый материал.

7. Составление диалога с использованием изученных лексических единиц - развитие речевых умений диалогической речи.

коммуникативные

– работа в группе;

личностные – при составлении диалога учащиеся выражают сове мнение;

предметные – умение вести диалог на иностранном языке.

Учитель дает задание составить диалог, используя речевую опору.


Ученики составляют диалоги, используя речевую опору.


8. Выполнение упражнения.

Личностные

Обучающиеся высказывают свое мнение

познавательные

обучающиеся узнают мнения других

Учитель просит обучающихся разделить слова на 2 группы.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Используется раздаточгый материал или интерактивная доска

9. Объяснение домашнего задания.

познавательные

оформлять свои мысли в письменной речи.

Учитель делит класс на 2 группы и объясняет домашнее задание. Составить меню о здоровой и нездоровой еде

Ученики записывают домашнее задание.


Запись на доске.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке - подведение итогов урока, оценивание работы обучающихся.

Личностные.

Отношение обучающихся к уроку



Учитель предлагает обучающимся выразить свое отношение к уроку – «понравился», «не понравился»- и объяснить, почему, а также оценить свою работу на уроке.

Обучающиеся высказывают свое мнение и оценивают свою работу.



Предлагаемая тематика данного урока и коммуникативная ситуация соответствуют реальным интересам и возможностям учащихся, их потребностям и являются личностно значимыми для них. Для учащихся создаются условия для проявления творческой активности и самостоятельности. Кроме того, тема в большей степени ориентирована на коммуникативно-познавательные интересы школьников и отражает реальные потребности и условия пользования иностранным языком как средством общения и взаимопонимания между людьми. Содержание урока нацелено на стимуляцию положительного отношения младшего школьника к иностранному языку.

Разработанный конспект по теме: “Good Appetite” для учащихся 3 класса был использован для проведения урока английского языка в МОУ «Румянцевская СОШ». Урок был построен согласно технологической карте. Соблюдены все этапы урока, а именно:

  1. Организационный момент.

  2. Фонетическая зарядка.

  3. Речевая разминка.

  4. Физминутка.

  5. Контролирующее задание.

  6. Составление диалога с использованием изученных лексических единиц.

  7. Выполнение упражнения.

  8. Объяснение домашнего задания.

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Все ученики были активно включены в работу. На уроке были сформированы следующие УУД: толерантное отношение к проявлениям иной культуры; планирование личной деятельности, прогнозирование результатов; развитие умений взаимодействия в группе, толерантное отношение к чужой точке зрения; развитие умений извлекать нужную информацию из текста.

Все требования, предъявляемые к современному уроку, были соблюдены. А именно:

• учитель спланировал свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировал тему, цель, задачи урока;

• урок был проблемным и развивающим

• вывод делали сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• обратная связь;

• урок прошел в доброжелательной атмосфере.

Из 15 учащихся оценку «отлично» получили 11 человек. Оценку «хорошо» получили 4 человека.

В конце урока учащимся было предложено показать свои чувства и эмоции . Использовалось «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». На доске нарисовано дерево. Каждый учащийся рисовал разноцветными мелками яблоки. Если урок понравился, ученик чувствовал себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. В итоге, на дерево было повешено 15 зеленых яблок. Вывод: все ученики чувствовали себя комфортно, им понравился проведенный урок.

Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…


какие фрукты растут в экзотических странах

  1. было интересно…

увидеть необычные блюда

  1. было трудно…

перевести английские пословицы

  1. я выполнял задания…

очень внимательно

  1. я понял, что…

мне нужно доучить некоторые слова и фразы

  1. теперь я могу…

пожелать приятного аппетита на английском языке

  1. я почувствовал, что…

мне было весело на уроке

  1. я приобрел…

новые знания по теме «Еда»

  1. я научился…

подбирать рифму

  1. у меня получилось …

составить интересный диалог

  1. я смог…

работать в паре

  1. я попробую…

найти дополнительную информацию по теме «Еда в разных странах»

  1. меня удивило…

что мои одноклассники много знают слов

  1. урок дал мне для жизни…

всегда буду желать всем приятного аппетита

  1. мне захотелось…

поскорее пойти на следующий урок английского языка



Выводы к Главе 2.

В настоящее время ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.

На уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа.

Выделяются следующие критерии результативности урока:

  • На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  • Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

  • На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

Разработанный конспект урока во 2 главе был применен на практике на уроке английского языка в МОУ «Румянцевская СОШ». Во время проведения урока были соблюдены все требования, предъявляемые к современному уроку. Всем ученикам понравился урок.















































Заключение

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование триединой дидактической цели;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

2. Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  • применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Урок результативен, если:

  • На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  • Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

  • На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

Предлагаемая тематика разработанного во 2 главе урока и коммуникативная ситуация соответствуют реальным интересам и возможностям учащихся, их потребностям и являются личностно значимыми для них. Для учащихся создаются условия для проявления творческой активности и самостоятельности. Кроме того, тема в большей степени ориентирована на коммуникативно-познавательные интересы школьников и отражает реальные потребности и условия пользования иностранным языком как средством общения и взаимопонимания между людьми. Содержание урока нацелено на стимуляцию положительного отношения младшего школьника к иностранному языку.



























Список литературы:

    1. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

    2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2013. – 240 с.

    3. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - 114 с.

    4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

    5. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.

    6. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

    7. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ: Учебное пособие. – Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

    9. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

    10. Ермолаева М.Г. Современный урок: Анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПЦ Каро, 2011. – 160 с.

    11. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.- Просвещение, 2006. – 148 с.

    12. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. – 115 с.

    13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.

    14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Текст] Система знаний: пособие для учителя /[ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

    15. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6.

    16. Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий [Текст] / В.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 7.

    17. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3).

    18. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования [Текст] / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6.








Приложение

Рефлексивная карта по английскому языку за 1 полугодие

ученика ___ класса _________________________________(Ф. И.)


I can




Introduce myself and my friends

Представить себя и своих друзей.




Tell about my hobby

Рассказать о своем хобби




Tell and write the alphabet

Рассказать и написать алфавит




Tell what I have got

Рассказать, что у меня есть




Tell about my family

Рассказать о своей семье





Name colors

Называть цвета





Count the things and answer the question “How many …?”

Посчитать предметы и назвать их количество




Sing the song “The ABC”

Спеть песенку про алфавит