СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Современный урок: формы и методы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС. рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия - это размышление человека, напрвленное на анализ самого себя- собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Современный урок: формы и методы»»

ПЕДСОВЕТ    «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ФОРМЫ И МЕТОДЫ»     МБОУ «СОШ С УИОП № 13»  22.02.2017 Г.

ПЕДСОВЕТ «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ФОРМЫ И МЕТОДЫ» МБОУ «СОШ С УИОП № 13» 22.02.2017 Г.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  МБОУ  «СОШ С УИОП № 13»  КНЯЗЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.         учитель русского языка и литературы  МБОУ  «СОШ с УИОП № 13»  Князева Татьяна Ивановна.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ С УИОП № 13» КНЯЗЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.

учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ с УИОП № 13» Князева

Татьяна Ивановна.

« Виды   рефлексии »

« Виды

рефлексии »

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.   Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.   Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ:    рефлексия эмоционального состояния и настроения;   рефлексия деятельности на уроке;  3. рефлексия содержания учебного материала.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ:

  • рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  • рефлексия деятельности на уроке;

3. рефлексия содержания учебного материала.

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И НАСТРОЕНИЯ: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И НАСТРОЕНИЯ:

  • разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
  • карточки с изображением лиц;
  • цветовое изображение настроения.

Прием рефлексии “Светофор”

Прием рефлексии “Светофор”

Прием рефлексии «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:  желтого цвета  – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  голубого цвета  – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Яблоня» . зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного…

Прием рефлексии

«Яблоня»

.

зелёный – все понятно,

желтый – есть затруднения, красный – много непонятного…

  Прием рефлексии  «Цепочка пожеланий»  Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Индекс удовлетворенности  уроком Состояние +1 Интерес 0 Азарт -1 Защищенность состояние Самостоятельность Удовлетворенность Скука Чувство успеха Апатия Беззащитность Радость общения Подчиненность Уверенность Подъем настроения Неудовлетворенность Чувство новизны Чувство неудачи Чувство одиночества Неуверенность Спад настроения Ощущение стандартности от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;   от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;   от 0,6 и выше –  высокий.

Индекс удовлетворенности уроком

Состояние

+1

Интерес

0

Азарт

-1

Защищенность

состояние

Самостоятельность

Удовлетворенность

Скука

Чувство успеха

Апатия

Беззащитность

Радость общения

Подчиненность

Уверенность

Подъем настроения

Неудовлетворенность

Чувство новизны

Чувство неудачи

Чувство одиночества

Неуверенность

Спад настроения

Ощущение стандартности

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

  • от 0,6 и выше высокий.
ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ  «ОДНИМ СЛОВОМ»   Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:   Раздражение Злость Радость Равнодушие. Удовлетворение Вдохновение Скука. Тревога. Покой. Уверенность Неуверенность. Наслаждение.

ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «ОДНИМ СЛОВОМ»

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

  • Раздражение
  • Злость
  • Радость
  • Равнодушие.
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука.
  • Тревога.
  • Покой.
  • Уверенность
  • Неуверенность.
  • Наслаждение.

ДЕРЕВО БЛОБА

ДЕРЕВО БЛОБА

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.  «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Умею….. Понимаю….. Знаю…..

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

Умею…..

Понимаю…..

Знаю…..

Прием рефлексии «Выбор»   Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:  1. Я считаю, что занятие было интересным  ___________________ _____________  скучным. 1. Я считаю, что занятие было интересным  ___________________ _____________  скучным.   2.Я научился многому  _ ____________________________________ малому. 2.Я научился многому  _ ____________________________________ малому.   3. Я думаю, что слушал других внимательно _________________________ невнимательно. 3. Я думаю, что слушал других внимательно _________________________ невнимательно.   4. Я принимал участие в дискуссии часто _ ________________________________________ редко. 4. Я принимал участие в дискуссии часто _ ________________________________________ редко.   5. Результатами своей работы на уроке я доволен ___________________________________ не доволен . 5. Результатами своей работы на уроке я доволен ___________________________________ не доволен .

Прием рефлексии «Выбор»

Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ _____________ скучным.

  • 1. Я считаю, что занятие было интересным ___________________ _____________ скучным.

2.Я научился

многому _ ____________________________________ малому.

  • 2.Я научился многому _ ____________________________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно _________________________ невнимательно.

  • 3. Я думаю, что слушал других внимательно _________________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто _ ________________________________________ редко.

  • 4. Я принимал участие в дискуссии часто _ ________________________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен ___________________________________ не доволен .

  • 5. Результатами своей работы на уроке я доволен ___________________________________ не доволен .
  Прием рефлексии  «Чемодан, мясорубка, корзина» Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.

Прием рефлексии «Чемодан, мясорубка, корзина»

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;  Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю… );   Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  • Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
  • Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю… );
  • Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.  Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
ПУШКИН  ВЕЛИКИЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ.  ДУМАЕТ, СТРАДАЕТ, ЛЮБИТ.  ЧУВСТВА ДОБРЫЕ ПРОБУЖДАЕТ.  ГЕНИЙ .

ПУШКИН ВЕЛИКИЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ. ДУМАЕТ, СТРАДАЕТ, ЛЮБИТ. ЧУВСТВА ДОБРЫЕ ПРОБУЖДАЕТ. ГЕНИЙ .

Прием рефлексии «Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Прием рефлексии «Утверждение»  - Я узнал(а) много нового.  Мне это пригодится в жизни.  На уроке было над чем подумать.  На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.  На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»  Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.   Урок   Я на уроке   Итог 1. интересно  1. работал  1. понял материал 2. скучно  2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично  3.помогал другим  3. не понял

Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО ОТВЕТА» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………

ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО ОТВЕТА»

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

РЕФЛЕКСИЯ В ФОРМЕ АНКЕТИРОВАНИЯ 1 .На уроке русского языка я узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________ научился (-лась)__________________ 2. Лучше всего на уроке у меня  выходило ________________________ 3. Основные трудности у меня  были ____________________________ 4. Во мне произошли изменения  а) в знаниях по предмету  б) в умении чувствовать  в) в моих творческих способностях  г) в умении осознавать собственную деятельность

РЕФЛЕКСИЯ В ФОРМЕ АНКЕТИРОВАНИЯ

1 .На уроке русского языка я

  • узнал(а)_________________________
  • понял(а)_________________________
  • научился (-лась)__________________

2. Лучше всего на уроке у меня

выходило ________________________

3. Основные трудности у меня

были ____________________________

4. Во мне произошли изменения

а) в знаниях по предмету

б) в умении чувствовать

в) в моих творческих способностях

г) в умении осознавать собственную деятельность

Прием рефлексии «Выбор» На уроке я работал  2. Своей работой на уроке я  3. Урок показался мне  4. За урок я  5. Мое настроение  6. Материал урока для меня был   активно, пассивно  доволен, недоволен  коротким, длинным  не устал, устал  стало лучше, стало хуже  понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен

Прием рефлексии «Выбор»

  • На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

активно, пассивно

доволен, недоволен

коротким, длинным

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Прием рефлексии «Плюс – минус –  интересно»  Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.      В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.  В графу «–» учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.  В графу «интересно» (?) учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием рефлексии

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу «–» учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу «интересно» (?) учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Желаю успехов в творческом поиске. 

Желаю успехов

в творческом поиске. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!