Современный урок иноязычного образования
- Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым?
- Естественно.
- А тебя учат этому в школе?
- Нет.
- Тогда зачем ты туда ходишь?
Слайд 2.
Как построить современное учебное занятие в соответствии с требованиями стандарта?
Слайд 3.
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется некоторыми особенностями:
- увеличение скорости изменений в жизни,
- быстрое освоение новыми поколениями социального опыта,
- смещение ценностных ориентаций,
- углубление социальных и культурных противоречий,
- очень большая, но бессистемная информированность по разным вопросам.
Слайд 4.
Необходимыми становятся не знания сами по себе, а знания о том, как и где их применить. Ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую.
Слайд 5.
Учебный процесс в современных условиях направлен на:
- создание опыта работы с информацией, её применения в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие учащихся;
- формирование способов деятельности, применимых при решении проблем в реальных жизненных условиях.
Слайд 6.
Краткий педагогический словарь от 2005 года даёт такое определение урока:
Урок – это форма организации обучения, при помощи которой учителя, работая с постоянным составом учащихся (классом), по твёрдому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (40-45 минут) в определённом месте (учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.д., используя разнообразные методы, приёмы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.
Слайд 7.
Современное учебное занятие – это форма организации учебного процесса в рамках урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых образовательных результатов в обучении школьников, в соответствии с которыми осуществляется отбор всех последующих компонентов методической системы обучения – целей, задач, видов учебной деятельности, форм организации, методов и средств обучения. При этом совсем необязательны постоянный состав класса и «твёрдое расписание».
Слайд 8.
Требования ФГОС к образовательной дисциплине «Иностранный язык»:
- На уроке иноязычного образования необходимо ставить и достигать не только учебные, но и другие не менее важные и сложные цели.
- Особое внимание должно быть уделено достижению личностных и метапредметных результатов.
Слайд 9.
Технология подготовки современного учебного занятия может включать в себя следующие этапы:
Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия.
Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
Отбор средств обучения.
Слайд 10.
Подробнее:
Определение и формулирование планируемых образовательных результатов:
- чётко и конкретно определить, чего достигнет учащийся (напр., научится различать видо-временную форму Present Perfect);
- обычно краткосрочны;
- определяются учителем с учётом имеющихся ресурсов, особенностей учащихся;
- сформулированы так, чтобы дать возможность учащимся определить достижение задачи.
Слайд 11.
Уровневая дифференциация планируемых результатов.
Образовательные результаты могут быть сформулированы от простых до более сложных.
Например, простые: Я могу найти в тексте предложения с видо-временной формой Present Perfect и назвать её признаки.
Я могу назвать основные признаки Present Perfect и указатели этого времени.
Слайд 12.
Сложнее: Я могу найти в тексте предложения с видо-временной формой Present Perfect, назвать её основные признаки и сравнить с формой Past Simple.
Я могу объяснить в каких случаях употребляется видо-временная форма Present Perfect.
Слайд 13.
Сложные: Я могу найти всю необходимую информацию об использовании видо-временной формы Present Perfect и представить её одноклассникам в понятной форме.
Я могу связывать факты, представленные в художественном тексте с грамматическими правилами.
Слайд 14.
(Отбор видов учебной деятельности)
Учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система учебных задач, например:
- задачи с недостаточностью исходных данных,
- с неопределённостью в постановке вопроса,
- с избыточными или ненужными для решения исходными данными,
- с противоречивыми сведениями в условии,
- требующие использования предметов в необычной для них функции и т.д.
Слайд 15.
Почему возникают такие задачи?
Школьная традиция решения задач: условия - вопрос / проблема - решение.
Реальная жизнь: вопрос / проблема - поиск необходимых для решения условий - решение.
Слайд 16.
Полезно планировать задания так, чтобы они двигались от простого и конкретного к сложному и абстрактному: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.
Слайд 17.
В условиях ФГОС работают такие методы обучения:
- обучение через задавание вопросов,
- диагностические вопросы, ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятым,
- задание на объяснение – учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю,
- создание учащимися «карт памяти», в которых необходимо вычленить ключевые мысли и установить взаимосвязи между ними.
Слайд 18.
Как осуществляется отбор средств обучения?
Совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (учебники, учебные наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.)
Слайд 19.
Особенность ФГОС ООО – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика через вовлечение его в учебную деятельность.
Уход от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУНов.
Слайд 20.
Отличительные признаки урока иноязычного образования:
- моделируется не учебный, а образовательный процесс;
- целью является не коммуникативная компетенция, а вклад в становление гражданина – патриота России, готового и способного осуществить межкультурное общение на иностранном языке;
- достигаются не только предметные, но главным образом, личностные и метапредметные результаты;
- учитель выступает не единственным источником знаний и контролёром, а координатором, советчиком и речевым партнёром;
Слайд 21.
- используется коммуникативная технология иноязычного образования:
*полиаспектные упражнения,
*технология «язык через культуру, культура через язык»,
*технология формирования ценностных ориентиров,
*технология формирования универсальных учебных действий и специальных учебных умений на основе использования памяток,
-содержатся задания, предполагающие использование электронной образовательной среды и ресурсов сети Интернет.
Слайд 22.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к следующим выводам:
Требования к учебному занятию в соответствии со ФГОС ОО:
- приоритетность планируемых образовательных результатов;
- использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов;
- деятельностный характер обучения (через учебные ситуации, проблемные задачи);
- индивидуализация в подборе заданий;
- акцент на самостоятельность в обучении;
- содержание занятия только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов;
- отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами.
Слайд 23.
Таким образом, вся учебная деятельность в рамках урочных и внеурочных занятий по ФГОС должна быть выстроена исходя из планируемых образовательных результатов.