Современный урок обучения грамоте в 1 классе (литературное чтение и письмо).
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: Согласные звуки [д], [д,], буква д. Строчная буква д.
Цели:
– формировать умение различать гласные и согласные звуки;
– формировать умение выделять звук в слове;
– формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формировать умение писать предложения;
– формировать умение анализировать текст.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д, картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети», проектор, экран, колонки, ноутбук, жетоны.
Символы:

Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Подарите друг другу улыбку. Мы с вами продолжим нашу игру «Собери жетоны».
( всю четверть за правильные ответы, активную работу дети зарабатывают (собирают) жетоны, форма жетонов изменяется каждую четверть)

Продолжаем играть - собирать жетоны
ΙI. Актуализация знаний
(Показывается карточка, дети определяют вид работы, в данный момент произносить, говорить)
-Вспомним, какие звуки бывают в русском языке? Классификация звуков. (Ответы детей)
-Поиграем со словами




1 3 Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности.
Таблички со словами – опора для запоминания.
Жил был…
. У дедушки был красивый…
. Когда холодно дедушка топит печь…
, и из трубы идёт …
. К дому ведёт …
.
Около дорожки растёт красивый …
. Летом у дуба очень красивая крона. В дубе …
. В дупле живёт …
. За дятлом наблюдают …
.
– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.)
– Послушайте внимательно и произнесите сами слова: дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова. Что вы заметили?
– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].)
– Произнесите эти слова. Назовите звук, с которого они начинаются. (С твёрдого согласного звука [д].) Прикрепляем синий кружок под словами.
– Послушайте внимательно слова: дед, дятел, дети. Что вы заметили?
– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].)
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
Составление плана урока.
План 3 2
Знакомство с новыми звуками и буквой.
Звукобуквенный анализ слов.
Работа с картинками.
Знакомство с написанием буквы д.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений и текстов.
Письмо слов и предложений.
– Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Определяли, планировали вою работу.)
IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Учитель показывает на схемах синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’].
– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (около схемы – человечка
расположены некоторые изученные и неизученные буквы).
– На что похожа эта буква?
Д-словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
– Согласный или гласный? Звонкий звук или глухой?
Заполняем схему-«человечка» на доске.
–Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию – следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) Какого цвета будут туфельки у нашего человечка?
(Синий и зелёный, буква Д может обозначать мягкий или твёрдый звук)
1. Работа в «Букваре», с. 92.
– Итак, что мы узнали про новую букву Д?
3. Работа в прописи. 2 5
1) – Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло.
– Из каких элементов состоит буква?
– В каких буквах эти элементы встречаются? (О, А, У)
Учитель соединяет на доске элементы буквы Д:
2) – Напишите элементы буквы Д в воздухе, на табло.
4) – Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке?
– Кто нарисован на картинке?
– Давайте составим текст по этой картинке.
4. Работа в парах. 4
Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одну-две группы можно попросить озвучить текст.
– Озаглавьте этот текст.
5) – Обведите линии на рисунке.
– Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.)
– Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)
- Сейчас мы отдохнем. Какой праздник приближается? (Новый год) Мы проведем новогоднюю физминутку.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФИЗМИНУТКА на тему «Новый год»
ΙV. Применение нового знания
1. 

Работа в «Букваре». 5 6 2
1) Звукобуквенный анализ. Слово ДОМ
– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).
– У каких слов поставили синий кружок? Почему?
– У каких слов – зелёный кружок? Почему?
– Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком.
– Назовите слова с мягким согласным звуком.
2) Составление рассказа.
– А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить нашу картину с опорой на схемы?
Повторение рассказа учащимися – 2 человека.
– Можно ли сказать, что это текст? Почему?
– Где происходили события?
– Как можно было бы назвать этот текст?
– Озаглавьте.
– Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.)
Повторение рассказа с названием и именем дедушки.
3) Чтение слогов (с. 92).
– Подготовимся к чтению слогов:
а) чтение про себя;
б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики с буквой Т;
в) поменялись ролями;
г) чтение вместе: с буквой Д- громко, а с буквой Т –тихо.
– Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.)
– Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.)
– Давайте попробуем написать слоги.
2. Работа в прописи. 4
Написание слогов с буквой Д, отработка соединений. Подчёркивание самых красивых букв.
– Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.)
3. Работа в «Букваре». 5 6
– Что читать легче: слоги или слова?
– Почему?
– Подготовимся к чтению 1-го столбика.
– Слово, обозначающее женщину. (Дама.)
– Действие, которое производят наши лёгкие, нос.
– Подготовьтесь к чтению 2-го столбика.
– Найдите группы однокоренных слов. (Дол и долина, дом и домик и т д)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)
4. Работа в прописи. 1 3
Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значении слов.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( на тему «Новогодние шары»)
2) Работа над предложением.
У Лиды подруга Лада.
Чтение и анализ предложения.
Запись с изменённым порядком слов.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3) Самооценка работы в прописи.
– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.
– Как оценили свою работу? Почему?
6. Работа в «Букваре». 1 4 7 1
Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». 5
А) Работа с текстом до чтения.
– Что изобразил художник?
– Что напоминает эта картинка?
– Кто автор текста?
– Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого.
– А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим.
а) Работа с текстом во время чтения.
б) Чтение по предложениям с комментариями.
в) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.
V. Подведение итогов урока.
– Какая была тема урока?
– Что нового мы узнали сегодня о русском языке? 4 4
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
РЕФЛЕКСИЯ
- Приближается Новый год, у нас на доске изготовлена елочка - символ Нового года, но вот игрушек на елке нет. Я предлагаю украсить нашу елочку смайлами. У вас на столах лежат конверты, откройте, там два смайла: веселый и грустный. Выберите тот, который подходит к вашему настроению после нашего урока, прикрепите на елочку. Мы увидим настроение класса.
( Вот что у нас получилось)
Самооценка
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
–
Оцените себя (выбор кружка, его демонстрация) ( - тревога! Помогите мне,

- у меня всё получилось, - у меня не всё получилось, я допустил ошибки)