средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска
2013г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент. | -Урок математики. -Чему учимся на уроке математики? (Повторить правила посадки) | Формулируют собственные цели |
2. Актуализация знаний. | Работа в тетрадях. Математическая разминка. Проверим знание таблицы умножения и деления: называю математические выражения, а вы записываете значения выражений (табличные случаи). -Чему равно произведение 3 и 4? - Сколько получим, если 1* на 9? - Сколько получим, если по 5 взяли 3 раза? - Сколько получим, если 12 разделить на 2? -Чему равно частное чисел 9 и 3? Дополнительный вопрос: Как называются числа при умножении? - Запишите данный ряд чисел в порядке возрастания. Дополнительный вопрос: Что значит: записать числа в порядке возрастания? Установите закономерность и продолжите ряд на два числа. - Какие знания помогли вам быстро и правильно выполнить эти задания? (Знания таблицы умножения и деления.) -Рассмотри ключ ответов, подпиши под числами соответствующие буквы, разгадай слово. 12 9 15 6 3 18 21 а г з а м и н | Ученик проговаривает правила написания даты и вида работы Ученик у доски 2, 9, 15, 6, 3 Ученик у доски 3, 6, 9, 12, 15 Ученик у доски: Каждое последующее число увеличивается на 3, значит, следующими числами будут числа 18 и 21. Ученик у доски собирает слово «магазин» |
3. Постановка учебной проблемы. | - Папа решил купить сыновьям два одинаковых мяча. Как вы думаете, хватит ли ему 100 рублей, чтобы заплатить за эти игрушки? - Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос? - Что вы должны знать, чтобы ответить точно? -Может ли папа купить эти два мяча? (На мяче ценник: 300 руб.). -Почему? - А эти два мяча? (На мяче ценник 25 руб.). -Почему? Вывод: -Отправляясь в магазин за покупками, что должны знать? -Не забудь правила вежливого общения с продавцом. | Выслушать предположения детей. Нет. Сколько стоит один мяч. Что купить, сколько это стоит, сколько денег нужно заплатить. |
4. «Открытие» учащимися нового знания. | Игра в магазин. -Идем в магазин. (На столе учителя предметы с указанием цены) - Какой товар выставлен в магазине? - Что видим на предметах? (Ценник) - Что он обозначает? (Сколько стоит один предмет). -Мы назвали цену предметов. - Кто знает, на что указывает цена? (Показывает, сколько стоит один предмет). - Делаем покупки. (Дети выходят к учительскому столу). Ученик: Дайте, пожалуйста …(называют товар). Учитель выдает. -Сколько ты мне должен денег? Вопрос классу: - Правильно посчитал? -Расскажите, сколько вы заплатили? (Я купил 3 тетради по 3 рубля каждая и заплатил 9 рублей и т.д.) -Почему дети заплатили разную сумму? (Покупали разное количество одинаковых предметов) Вывод: отчего зависит количество денег за покупку (От количества предметов и от цены предмета). Мы называли количество - Что такое «количество»? (Количество показывает сколько предметов купили). - Объясните смысл слова «стоимость». ( Стоимость – это то, что мы заплатили за всю покупку.) Вывод: С какими новыми понятиями познакомились на уроке? -Что означает слово цена? Количество? Стоимость? | Дети читают ценники на предметах. На доске появляется слово «цена» Работу построить так, чтобы два ученика купили разное количество одинакового товара. На доске появляется слово «количество» На доске появляется слово «стоимость» |
5. Применение новых знаний | Математическая загадка -Откройте учебники на стр. 12. (Приложение 1.) Рассмотрите предметы и их цены. Составьте загадку, назвав количество задуманных предметов и стоимость этих предметов. А класс должен угадать, что вы купили. - Отгадывая предметы из всей покупки, какую величину находили? (Цену) -Чья загадка понравилась больше? Почему? -Чему научила эта работа? (Внимательно слушать, думать, рассуждать, составлять и загадывать математические загадки) | Пример загадок: Я купил 2 одинаковых предмета и заплатил за них 60 рублей. Я купил 3 одинаковых предмета и заплатил 30 рублей. |
Физминутка (На 20-й минуте урока) | Ветер дует сильный, сильный, и качается сосна. Нам зарядка помогает быть здоровыми всегда. А теперь мы – ручейки, друг за другом потекли, Становитесь все опять, Будем в «солнышко» играть. Мы – веселые лучи, мы резвы и горячи. А теперь мы потянулись И на место все вернулись. Посидим, отдохнем и работать вновь начнем. | Дети выполняют движения |
6. Применение новых знаний | Работа в парах -Работаем по учебнику на стр.12. Рассмотри таблицу под № 3. (Приложение 2.) Найди в таблице столбики, сколько их? (3) Прочитай, как называются столбики. Найди в таблице строчки, сколько их? (3) Это покупки. -Расскажи, соседу по парте, какие покупки сделали, и запиши ответы карандашом 1 ряд - 1 строка. 2 ряд - 2. 3 ряд - 3 строка. -Какую величину находили? (Стоимость) -Как находим стоимость? (Цену умножили на количество) (На доске появляется формула: Ст = Ц Х К) -Предположи, как найдем цену? -Почему? (Взаимозависимость компонентов и результата действия умножения). (На доске появляется формула: Ц = Ст : К). -Предположи, как найдем количество? -Почему? (На доске появляется формула: К = Ст : Ц) -Работаем с таблицей на доске. Научимся заполнять таблицу с новыми понятиями - цена, количество, стоимость, таблица поможет нам решать задачи. Самостоятельная работа -Взяли карточки с таблицей. В учебнике нашли задание № 4. Задание: Самостоятельно прочитать задачу под буквой а) и заполнить таблицу числовыми данными. Проверяем. -Что находили? Как найти стоимость? Вывод: Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество. -Выполняем задание под буквой б) Проверяем Что находили? Как найти цену? Вывод: Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество. Выполняем задание под буквой в) Проверяем Вывод: Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену | Повторить правила работы в парах. Пример ответа: Цена 1 книги 30 рублей. Девочка купила 3 такие книги и заплатила 90 рублей. За 2 неваляшки заплатили 100 рублей. За 5 спичечных коробков заплатили 50 рублей Дети заполняют данные в таблице. Ученик выходит к доске и заполняет первую строчку таблицы. Ученик выходит к доске и заполняет вторую строчку таблицы Ученик выходит к доске и заполняет третью строчку таблицы |
Физминутка (На 35-й минуте урока) | Для глаз. Первое упражнение. Глазками построить линию движения соединив желтые кружки, начиная с маленького. Второе упражнение. Глазами построить линию движения соединяя кружки серого и кранного цветов поочередно. | |
7.Рефлексия | Работа в малых группах по 3 человека. Задание: составить задачу, используя величины цена, количество, стоимость, данные карточек. (Цена не может быть больше стоимости) Самостоятельная работа (карточка с задачей) Проверка самостоятельной работы. -Запишите в тетрадь решение своей составленной задачи. Вопрос классу: -Какая группа вам понравилась? Почему? | Дети составляют условие задачи, распределив карточки между участниками группы, формулируют вопрос. Группа выходит к доске, рассказывает свою задачу. Дети записывают решение и ответ задачи. |
9 Итог урока. | -Что новое узнали на уроке? -Чему новому научился на уроке? -Где и когда пригодятся эти знания? | |
10. Домашнее задание | А) Стр. 13, № 7 Б) Составить задачу про свой поход в магазин. В) Найти в дополнительных источниках и рассказать о мерах измерения цены и стоимости. | По выбору учащихся |