Современные исследования космоса

Категория: География

Урок разработан по стандартум ФГОС, с готовыми приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Современные исследования космоса»

Урок 18. Современные исследователи космоса

Тип урока

Урок рефлексии

Средства обучения

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Методы и формы учебной деятельности

Методы: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины (персоналии)

Термины: телескоп, ракета.

Персоналии: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов, Нил Армстронг.

Уровень

Предполагаемый результат

Коррекционный

Систематизировать знания о небесных телах

Стандарт

Познакомиться с современными исследованиями космоса и убедиться в важности их проведения для человечества

Повышенный

Показать роль нашей страны в освоении космического пространства

Формируемые УУД

Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций.



Этап

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Результат деятельности

Контроль

Рефлексия

1

2

3

4

5

6

1.Вызов

Организационный момент. Подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на урок.

Полная готовность класса и оборудования к уроку.

Визуальный.

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места.


Слайд 1. Отгадайте загадку:

Звезды, астероиды, кометы,

Метеоры, спутники, планеты,

Необъятность взглядом, бесконечность,

Мрак, величие, тайны, вечность.

- Что это?

- Как по-другому называют космос?

Слайд 2.

Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадку.

Дан ответ на вопрос загадки. Сформулированы тема и цель урока.

Устное фронтальное обсуждение.

- Для того чтобы приступить к изучению нового материала, нам нужно закрепить уже имеющиеся знания о Вселенной. Проведем географический диктант.


Проведение географического диктанта (Приложение 1)

На отдельных листах без помощи дополнительных источников информации отвечают на вопросы географического диктанта.

Проведен географический диктант. Подведен итог уровня знаний по пройденной теме.

Индивидуальный. Сбор листов с ответами для контрольной проверки.

- На все ли вопросы удалось ответить? Если нет, то в чем причина?

- Зачем человеку исследовать космос?

Слайд 3.

- Кто является основоположником изучения космоса?

2. Осмысление содержания

- Тысячелетиями человек наблюдает за звездами. А как? Кто знает?



- Для того чтобы изучить космос, люди применяли специальное оборудование, а какое – узнаем из материала § 15(стр. 74).

Формулируют гипотезу о том, как и зачем человек осваивает космос.

Слайд 4.

Читают тест параграфа и записывают определения приборов, оборудования, с помощью которого человек начал изучать космос: телескоп и ракета.

Сформулирована гипотеза об освоении космоса людьми. Зафиксированы определения терминов.

Устное фронтальное обсуждение. Индивидуальная работа. Фиксация материала.

- А кто из людей первым освоил космос?


- Действительно, кто эти люди?

Видеозапись 1.

Предлагает посмотреть видеофрагмент о человеке, который первым полетел в открытый космос. Рассказ учителя (Приложение 2)

Смотрят видеофрагмент, фиксирует дату полета и имя известного космонавта, который первым полетел в космос на ракете.

Посмотрен видеофрагмент о первом космонавте. Зафиксированы даты и имя.

Визуальный. Самоконтроль по образцу (стр. 75)

- Продолжаем нашу экскурсию в космический мир.


Слайд 5. Отгадайте загадку:

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

- Что это?

Видеозапись 2.

Предлагает посмотреть видеофрагмент о человеке, который первым высадился на Луну (Приложение 2)




- Посмотрев видеофрагмент, ответить на вопрос: «Понравилась ли им Луна?»

Внимательно слушают учителя.




Отгадывают загадку:

- Луна.

Просматривают видеофрагмент и слушают рассказ учителя, фиксируют дату и имя известного космонавта, первого побывавшего на Луне.

Отвечают на вопрос учителя:

- Нет.

Дают ответ на загадку.







Просмотрен видеофрагмент о космонавте, высадившемся на Луну. Зафиксированы дата и имя.

Устное фронтальное обсуждение.





Визуальный. Самоконтроль по образцу (стр. 76).

- Продолжаем нашу экскурсию в космический мир.


Слайд 6.

- Решите задачу: «На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте свой вес на Луне»

Внимательно слушают учителя и решают познавательную задачу.

Решена познавательная задача.

Индивидуальная работа.

- Луна и Земля почти ровесники. На Луне побывали 6 экспедиций, но в последний раз это было в далеком 1972 году. До цели добирались трое суток. Каждый раз на нее высаживались два человека, которые проводили на Луне до трех суток. По Луне передвигался луноход, работавший на электрических аккумуляторах.

- Интересно, кто был тот человек, который первым вышел в открытый космос?

3. Рефлексия

- В связи с освоением космоса ученые вновь задумались о том, есть ли жизнь в космосе. Но ответ на него до сих пор не получен. Планетарные системы в нашей Галактике отделены друг от друга огромными расстояниями.

- За пределы Солнечной системы сейчас летят два космических зонда. На борту зонда «Пионер» находится металлическая пластинка с изображением людей и картой с координатами Земли. «Вояджер» взял с собой компьютерный диск с записью различных звуков и видов нашей планеты. Возможно, он попадёт когда-нибудь к представителям внеземной цивилизации и поведает им о нашем мире.

Внимательно слушают учителя и подводят итог урока.

Подведен итог урока. Проведен анализ достижений урока.

Устное, фронтальное обсуждение.


4. Домашнее задание.

- К следующему уроку подготовьте проектные работы.

Записывают домашнее задание.

Зафиксирована информация о домашнем задании в дневниках.























Приложение 1.

Географический диктант «Земля во Вселенной»

  1. Звезды – это …(раскаленные огненные шары).

  2. Невооруженным взглядом на небе видно около …(3000 звезд).

  3. Вокруг Солнца вращается … (8 планет).

  4. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему).

  5. Спутник Земли - … (Луна).

  6. Планеты – это… (небесные тела).

  7. Что еще входит в состав Солнечной системы? (Малые планеты, кометы, метеоритные тела)

  8. Назовите ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий)

  9. Какая планета дальше всего от Солнца? (Плутон)

  10. Луна сама светится или отражает свет? (Отражает)

  11. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер)

  12. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий)

Географический диктант «Земля во Вселенной»

  1. Звезды – это …(раскаленные огненные шары).

  2. Невооруженным взглядом на небе видно около …(3000 звезд).

  3. Вокруг Солнца вращается … (8 планет).

  4. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему).

  5. Спутник Земли - … (Луна).

  6. Планеты – это… (небесные тела).

  7. Что еще входит в состав Солнечной системы? (Малые планеты, кометы, метеоритные тела)

  8. Назовите ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий)

  9. Какая планета дальше всего от Солнца? (Плутон)

  10. Луна сама светится или отражает свет? (Отражает)

  11. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер)

  12. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий)



Географический диктант «Земля во Вселенной»

  1. Звезды – это …(раскаленные огненные шары).

  2. Невооруженным взглядом на небе видно около …(3000 звезд).

  3. Вокруг Солнца вращается … (8 планет).

  4. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему).

  5. Спутник Земли - … (Луна).

  6. Планеты – это… (небесные тела).

  7. Что еще входит в состав Солнечной системы? (Малые планеты, кометы, метеоритные тела)

  8. Назовите ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий)

  9. Какая планета дальше всего от Солнца? (Плутон)

  10. Луна сама светится или отражает свет? (Отражает)

  11. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер)

  12. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий)



Приложение 2.

  1. Первый полет человека в космос.

108 минут длился этот полет, но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полеты в космос возможны». С того дня началось бурное освоение космоса. За короткий период времени на орбиту было запущено около полутора тысяч искусственных спутников Земли, среди них орбитальные станции «Салют» и «Мир», предназначенные для исследовательских работ. А какие исследовательские работы помогают человеку вести спутники? Современные спутники оказывают огромную помощь народному хозяйству: снимки, сделанные из космоса, позволяют уточнить прогноз погоды, предсказать стихийные бедствия, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую, радио- и телевизионную связь и многое другое. Таким образом, с помощью неба мы изучаем Землю.

  1. Первый полет человека на Луну.

Луна – не звезда и не планета. Это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли, Расстояние до нее 384 тысячи километров. В Америке был проведен запуск космического корабля «Апполон-11», державшего курс на Луну. Достигнув орбиты Луны, корабль начал полёт вокруг спутника Земли. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приблизился к Луне. Когда до ее поверхности оставалось 200 метров, астронавты в течение нескольких минут оставались в кабине, выясняя обстановку. Ничто не угрожало пришельцам с Земли. Центр управления полетом дал разрешения на выход из аппарата и проведение запланированных работ. Первым космонавтом, высадившимся на Луну 21.06.1969 года, был Нил Армстронг (США).

Луна оказалась непривлекательной. Нигде не было ни травки, ни деревца. Да и от куда им было взяться, если нет ни воды, ни воздуха. В безвоздушном пространстве не раздается никаких звуков. Да и цвет неба черный. Поверхность Луны покрыта слоем мелкого раздробленного вещества грязно-серого цвета. Это пыль. При ходьбе нога человека проваливается в этот слой на несколько сантиметров. Местами встречаются глыбы камней. Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называются кратерами. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Днем на Луне жара +130ºС, ночью -170ºС.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей