Просмотр содержимого документа
««Современные методы работы с доминантовым септаккордом (D7) и его обращениями в ладу».»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская музыкальная школа г. Абинска»
муниципального образования Абинский район
(МБУДО «ДМШ г. Абинска»)
Открытый урок
преподавателя МБУДО «ДМШ г. Абинска»
Волчанской Веры Владимировны
на тему: «Современные методы работы с доминантовым септаккордом (D7) и его обращениями в ладу».
г. Абинск
2017 г.
Тема урока: «Современные методы работы с доминантовым септаккордом (Д7) и его обращения в ладу».
С кем проводится урок: с учащимися V класса обучающимися по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области музыкального исполнительства: «Отделение фортепиано», «Отделение народных инструментов», «Отделение струнно-смычковых инструментов».
Классификация урока: интегрированный.
Цель урока: Актуализация знаний по теме «Обращение Д7» - формирование и развитие первичных практических умений и навыков применения этих знаний в стандартных ситуациях посредством современных методик.
Задачи урока:
Образовательные:
Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
Обеспечить практическое освоение специальных знаний через комплекс заданий.
Формирование у детей слухозрительного представления об разрешении Д7;
Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений;
Закрепить новый материал.
Воспитательные:
Эстетические: задачи обогащения кругозора личности и воспитания ее музыкального вкуса.
Трудовые: задачи воспитания навыков осознанного слухового восприятия музыкальных примеров, а также внимания к качеству выполнения заданий. Воспитание активности, работоспособности, умения работать в команде (группе).
Мировоззренческие: содействовать в ходе урока формированию осознания детьми причинно-следственных связей и отношений теории и практики.
Развивающие:
Развитие у учащихся музыкальной памяти, тембрового, вокально-речевого и инструментального слуха, ассоциативного воображения и мышления;
Развитие творческих способностей учащихся.
Методы работы:
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Оснащение урока:
- фортепиано;
- компьютер и видеоэкран;
- таблицы, схемы;
- учебные пособия:
Стеблякова Л.А. «Теория музыки. Правила. Таблицы. Задания» Учебно-методическое пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. 2008 г.;
Фролова Ю. «Сольфеджио» 4 класс;
Осколова Е.Л. «Сольфеджио» 2 часть. 2002 г.;
Давыдова Е. «Сольфеджио» 5 класс. 1987 г..
План урока:
I. Вступительная часть.
Приветствие. Организационные моменты.
II. Основная часть.
Тестовая викторина.
Работа в тональности Фа мажор, разминка:
Пение гаммы в заданном ритме.
Ступеневые «дорожки»;
Пение интервалами в восходящем и нисходящем движении;
Работа с Д7:
Построение Д7 на доске с разрешением.
Пение в мелодическом и гармоническом виде, определение на слух.
Пение обращений Д7 с разрешением в Ре мажоре с использованием слайдов.
Вокализация и определение обращений Д7 в музыкальных примерах.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Разработка урока:
Вступительная часть.
Организационный момент
Готовность учащихся к уроку, объявление темы, цели и задач.
Основная часть.
Тестовая викторина:
На экране высвечиваются тесты, учащиеся по очереди называют ответы. Правильный ответ высвечивается зелёным цветом, неправильные варианты – исчезают. ;
Работа в тональности Фа мажор, разминка:
Пение гаммы Фа мажор в заданном ритме (гамма и ритмы записаны на доске):
синкопа в размере 2/4,
↓ четверть с точкой и восьмая – две восьмые в размере 3/4.
Пение ступеневых «дорожек», как ощущение ладовых тяготений.
Пение интервалов в восходящем и нисходящем движении:
от I ст. (1, 2↓, 3↑, 4↓, 5↑, 6↓, 7↑, 8↓),
от V ст. (1, 2↑, 3↓, 4↑, 5↓, 6↑, 7↓, 8↑),
от II ст. (1, 2↓, 3↑, 4↓, 5↑, 6↓, 7↑, 8↓).
Особое внимание к тритонам.
Работа с Д7:
Учащиеся по очереди выходят к доске, где записывают Д7 и его обращения (подписывая ступени и название аккорда). Затем разрешают данный аккорд, используя принцип тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Параллельно с этим учитель проигрывает написанное и учащиеся пропевают аккорды в мелодическом и гармоническом видах. Затем аккорды определяются ими на слух.
Для закрепления учащиеся поют Д7, Д56, Д34 Д2 с разрешением в Ре мажоре которые показываются на слайдах.
Вокальные упражнения пропеваются. В предложенных музыкальных примерах учащиеся должны найти Д7 и его обращения.
Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.