СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время педагогичекие коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии.»













ТЕМА :








Выполнила: Валикова.О.П




В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, вступивших в силу с 01. 01.2014г.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия –детей друг с другом, детей и взрослого.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии

  • технологии проектной деятельности

  • технология исследовательской деятельности

  • информационно-коммуникационные технологии

  • личностно-ориентированные технологии

  • технология портфолио дошкольника

  • игровая технология

  • технология «ТРИЗ»  




Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. 

У нас в группе используются здоровьесберегающие технологии:

  1. Физминутка

  2. Гимнастика после сна

  3. Дыхательная гимнастика

  4. Самомассаж

  5. Релаксация

Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

    • медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

    • физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

    • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

    • здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей  (направленно на сохранение и стимулирование здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

    • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

    • обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арттерапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

С каждым годом поднимается планка  уровня  развития познавательных способностей детей и их интеллектуального развития. Поэтому педагоги всех образовательных учреждений  должны  учить детей  конкретным способам познания мира,  развивать познавательные способности детей и  воспитывать желание детей добывать знания самостоятельно.   

        Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Поэтому необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является  метод проектирования.

        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А  какое удовлетворение получает сам  ребенок оттого,  что сделал для себя открытие!

Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразными.  В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т.д.  В старших группах проекты сложнее. Дети изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др. 
Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  • «экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные» -  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокально - художественной формах;

  • «конструктивные»- нацеленные на создание конкретного полезного продукта( сколачивание скворечника, устройство клумб).

Типы проектов:

  1. исследовательские

  2. информационные

  3. творческие

  4. игровые

  5. приключенческие

  6. практико-ориентированные

  7. Проекты могут быть различными по продолжительности:

  8. краткосрочный

  9. средней продолжительности

  10. долгосрочный

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;

  • постановка и решение вопросов проблемного характера;

  • наблюдения;

  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

  • опыты;

  • фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой

  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  • подражание голосам и звукам природы;

  • использование художественного слова;

  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

  • трудовые поручения.

         Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно:

•    Почему в холодильнике холодно?

•    Почему звезды не падают?

•    Почему кошка мяукает?

•    Где растёт пирожное?

•    Почему радуга цветная?

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

-Опыты (экспериментирование)

-Состояние и превращение вещества (например наблюдение)

-Движение   воздуха, воды. 

-Свойства почвы и минералов.

-Условия жизни растений.

-Коллекционирование

        Коллекционирование — одна из форм обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов.  При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.

          Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).

           Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Классификация коллекционирования

  1. Виды растений.

  2. Виды животных.

  3. Виды строительных сооружений.

  4. Виды транспорта.

  5. Виды профессий.

Последовательно-исследовательской деятельностью может быть путешествие по карте

  • Стороны света.

  • Рельефы местности.

  • Природные    ландшафты и их обитатели.

  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

  • Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

  • История    жилища и благоустройства.



Информационно-коммуникационные технологии


Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, интерактивные игрушки, детские компьютеры).

Преимущества применения компьютера при организации деятельности детей:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

-является стимулом познавательной активности детей;

-предоставляет возможность индивидуализации обучения;

-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Применение информационно – коммуникационные технологий

-подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов ( сканирование, интернет, принтер, презентация).

-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

-обмен опытом.

-проведение интерактивных праздников.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. 

Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

     Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает в себя проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать;

-стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

-поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

- слушать детей внимательно и с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» ( общаться с ребенком, присаживаясь рядом или брать его на руки);

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы» обладают яркой гуманистической направленностью и демократическим управлением, индивидуальным подходом, приоритетом личностных отношений.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

  Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Игровая технология

   Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

  Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например:

-Игра – занятие «Как мы помогаем маме»

-Беседа «Для чего нужны предметы?»

-Пантомима «Мы умываемся»

-Практическое упражнение «Умоем куклу Машу».

-Практическое упражнение « Аккуратные прически».

-Практическое упражнение «Чистим зубы».

Цель: формирование культурно- гигиенические навыков.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером. 
Согласно ТРИЗ - технологии воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Дошкольный возраст уникален тем, что как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения.

         Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Применение новых педагогических технологий гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса: «Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим...»

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!