СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные обучающие технологии в учебном процессе позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся. Эти технологии создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»

Современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации учебной и внеучебной деятельности

Концепция моей педагогической системы ориентирована на овладение передовыми педагогическими технологиями; на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности; на инновационную деятельность; формирование целостной научной картины мира; способности к жизненному самоопределению учащихся; поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей.

  • Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. В основе же моей работы лежит деятельностный подход на основе применения современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные личностно-ориентированные технологии обучения, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективная система обучения;

  • проблемно-диалогические технологии;

  • технология изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы в обучении;

  • технология использования игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, по моему мнению, начинается с загадки, проблемы. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Особенно удачны уроки математики. На уроке математики « Единицы длины. Сантиметр» (1 класс) была создана проблемная ситуация:- «Почему, измеряя рост удава, у сказочных героев получились разные результаты?» Необходимым условием для выполнения заданий является использование учащимися приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Решая проблемную ситуацию, дети пришли к выводу, что единица измерения должна быть единой. Использование проблемно-диалогических методов на уроках прилагается к работе. (см. Приложение 1)

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую групповую работу, как форму организации практической деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»). На уроках я использую следующие виды групповой работы: работа в парах; мозговой штурм; игра «Продолжи»; охота за сокровищами; снежный ком; мозаичная группа. Эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Значимой формой обучения является индивидуальная. Индивидуальная форма работы дает возможность ученику глубже сосредоточиться на отдельных заданиях, нести ответственность за результат их выполнения перед самим собой, учителем. Разработала разноуровневые задания по классам, по темам. Есть уровневые задания контрольного характера. (см. Приложение 2)

Также разработала олимпиадные задания по классам. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Учебные проекты поддерживают учебную мотивацию, и формируют у учащихся универсальные учебные действия. Чаще всего используется мини-проект. Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта. На уроке окружающего мира подготовили проект «Помоги птицам!» Готовили сообщения, собирали корм птицам, мастерили скворечники. Изготовили книжки-малышки.

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. С удовольствием использую такие виды, как: игры-драматизации, ролевую игру. Я разработала «Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах». (см. Приложение 3)

Мы не можем представить себе современный урок без компьютерных технологий. В современном обществе внедрение ИКТ в образовании необходимо, т. к. при их использовании на занятиях повышается мотивация обучения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность работы.

Чаще всего мною используются: презентации, составленные в программе « Power Point»; электронные энциклопедии; обучающие игры и развивающие программы; программные системы контроля знаний.

Цели использования ИКТ: переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному; активизация познавательной сферы обучающихся; повышение положительной мотивации обучения; использование как средства самообразования; повышение уровня знаний; осуществление проектной деятельности младших школьников. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду. На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника. Во время перемены проводятся специальные оздоровительные игры. Мною разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников.

Вывод: Все компоненты моей педагогической системы направлены на формирование компетенций, как общих, так и специальных.

Метапредметные компетенции: способность к анализу и синтезу; способность письменно и устно излагать свои мысли; способность управлять информацией (умение находить и анализировать информацию из разных источников); способность к исследовательской деятельности; умение решать проблемы и самостоятельно принимать решения.

Личностные компетенции: способность к критике и самокритике; способность работать в команде и выслушивать мнение других; способность применять знания на практике; способность адаптироваться в новой ситуации; способность порождать новые идеи (креативность), разрабатывать проекты и управлять ими; инициативность, стремление к успеху.

Считаю урок основной формой учебных занятий, постоянно совершенствую методику его проведения. При отборе теоретического и практического материала на уроке учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся. Использую в своей работе различные нетрадиционные типы уроков: урок-игра, урок-проект, урок-презентация, урок-соревнование, парный опрос, интегрированный урок.

Приложение 1

Проблемно-диалогические методы  обеспечивают понимание учащимися  вводимых знаний, и, следовательно, являются наиболее эффективными методами обучения. Введение знаний проблемно-диалогическим методом требует больших временных затрат, но этот недостаток компенсируется экономией времени на этапе закрепления, т.е. при воспроизведении и применении знаний на практике.

Используя проблемы развития математических способностей учащихся, можно привести типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Знание учителем этой типологии – важное условие создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении пройденного и при формировании умений и навыков. Вот некоторые из них:

- задачи с не сформулированным вопросом;

- задачи с недостающими данными;

- задачи с излишними данными;

- задачи с несколькими решениями;

- задачи с меняющимся содержанием;

- задачи на соображение, логическое мышление.

Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для учителя, а требуют лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики. Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу.

Другой пример задания связан с геометрическим материалом. Учитель предлагает вниманию первоклассников плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый. Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?». Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.

Они должны сравнивать мысленно термины «четырехугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые им слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур. Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов-названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.

Анализ развития творческого потенциала и уровень развития орфографического навыка говорит о том, что уже в начальных классах учащиеся могут усваивать программный материал по орфографии проблемным методом. На первом этапе применения проблемного метода обучения учащиеся открывают правила правописания в основном с помощью учителя; впоследствии, при многократном использовании данного метода самостоятельность учащихся заметно повышается. Эти учащиеся, как правило, хорошо знают, долго помнят формулировки правил, не допускают ошибочных напи­саний сразу после их изучения, навык правильного написания достаточно ус­тойчив. Те учащиеся, которые открыва­ли правила на низком уровне проб­лемности, допускают во всех письмен­ных работах меньше ошибочных напи­саний, чем те, которые не открывали их вовсе.

На проблемном уроке я «провожу» учеников через звено постановки проблемы одним из двух возможных путей,  каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой специфический развивающий эффект.

       Первый путь лежит через создание проблемной ситуации. По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации делятся на 2 типа – «с удивлением» и «с затруднением». В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат два типа противоречий:

- между двумя или больше положениями (фактами, мнениями)

- между житейским (ошибочным) представлением учащихся  и научным фактом.

В основе проблемных  ситуаций « с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам дается практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.

Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

I. Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

1. Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

3. Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
* Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в учебниках комплекта образовательной системы "Школа 2100" и помогают ученику усваивать учебный материал. - Примеч. авт.
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

    1. Русский язык, 4 класс.
      Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.
      Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
      Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
      Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
      Ученики: Глаголы-исключения.

Приложение 2

Использование на уроках уровневых заданий позволяет добиться от учащихся хороших результатов по предмету, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы. Ученик выполняет индивидуальные и творческие задания повышенной сложности, задания на развитие логического мышления, познавательных интересов. Русский язык. 4 Класс

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Уровень 1.

  1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.

Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.

  1. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Уровень 2.

  1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные, меняя, если надо, порядок слов:

Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.

  1. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст (2-3 предложения):

Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

Уровень 3.

  1. Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:

Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)

Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)

Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)

Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)

  1. Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.

К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.

Приложение 3

Технология использования игровых методов

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( технологию можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

  II. Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

март-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!