СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации проведен анализ следующих педагогических технологий:

•Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

•Технология дифференцированного обучения

•Технология индивидуализации обучения (адаптивная)

•Групповые технологии

•Технология адаптивной системы обучения

•Педагогика сотрудничества

•Личностно подход в технологии педагогики сотрудничества

•Технология исследовательского (проблемного) обучения

•Технология программированного обучения

•Игровые технологии

•Новые информационные технологии (компьютерные технологии)

•Интернет-технологии

Даны рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Содержание

  • Введение
  • Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
  • Критерии технологичности
  • Анализ обобщенных педагогических технологий
  • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Технология дифференцированного обучения Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Групповые технологии Технология адаптивной системы обучения Педагогика сотрудничества Личностно подход в технологии педагогики сотрудничества Технология исследовательского (проблемного) обучения Технология программированного обучения Игровые технологии Новые информационные технологии (компьютерные технологии) Интернет-технологии
  • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология индивидуализации обучения (адаптивная)
  • Групповые технологии
  • Технология адаптивной системы обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Личностно подход в технологии педагогики сотрудничества
  • Технология исследовательского (проблемного) обучения
  • Технология программированного обучения
  • Игровые технологии
  • Новые информационные технологии (компьютерные технологии)
  • Интернет-технологии
  • Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей
  • Выводы
1. Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ,  появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования .

1. Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» , появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования .

2. Критерии технологичности

  • Концептуальность - каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов . Эффективность . Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам , гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях , другими субъектами .
  • Концептуальность - каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов . Эффективность . Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам , гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях , другими субъектами .
  • Концептуальность - каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов . Эффективность . Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам , гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях , другими субъектами .
  • Концептуальность - каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов .
  • Эффективность . Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам , гарантировать достижение определенного стандарта обучения .
  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях , другими субъектами .
Анализ некоторых обобщенных педагогических технологий в дополнительном образовании

Анализ некоторых обобщенных педагогических технологий в дополнительном образовании

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Определяя главную цель  воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности . В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения .

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

  • Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности .
  • В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения .
Технология дифференцированного обучения  В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации , как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей. комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей. Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины , отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

Технология дифференцированного обучения

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации , как:

  • комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины , отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

Групповые технологии Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.

Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.
Технология адаптивной системы обучения А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает  работа в парах сменного состава, которая рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Проектирование технологии состоит в следующем: объяснение нового материала; индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач); самостоятельная работа детей, которая предполагает общение; включенный контроль, взаимоконтроль.

Технология адаптивной системы обучения

А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.

Проектирование технологии состоит в следующем:

  • объяснение нового материала;
  • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);
  • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;
  • включенный контроль, взаимоконтроль.
Педагогика сотрудничества Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: превращение педагогики знания в педагогику развития личности; в центре всей образовательной системы – личность ребенка; гуманистическая ориентация образования; развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; мажорность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Педагогика сотрудничества

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:

  • превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
  • в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
  • гуманистическая ориентация образования;
  • развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
  • сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • учение без принуждения;
  • право на свою точку зрения;
  • право на ошибку;
  • успешность;
  • мажорность;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Личностный подход Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать»,  является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества , ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).

Личностный подход

Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества , ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:

  • заинтересованность педагога в их судьбе;
  • сотрудничество, общение,
  • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
  • отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);
  • терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Технология исследовательского (проблемного) обучения Технология исследовательского (проблемного) обучения , при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию : Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный  ему вопрос.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

  • Технология исследовательского (проблемного) обучения , при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
  • Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию :

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими: педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на вопрос; предлагает рассмотреть явление с различных позиций; побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы; ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания. Технология исследовательского (проблемного) обучения часто применяется в дополнительном образовании, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение им на практике.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
  • ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Технология исследовательского (проблемного) обучения часто применяется в дополнительном образовании, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение им на практике.

Технология программированного обучения

Технология программированного обучения – возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

  • линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
  • разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
  • адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
  • комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Блочное обучение. Модульное обучение

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:

  • информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный блок; проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции.
  • информационный блок;
  • тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
  • коррекционно-информационный блок;
  • проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
  • блок проверки и коррекции.

Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей .

Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Технология полного усвоения знаний Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний , которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон. Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Технология полного усвоения знаний

  • Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний , которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон.
  • Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Проектирование технологии полного усвоения:

1) Подготовка учебного материала, деление его на фрагменты – учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения.

После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение – «усвоил - не усвоил».

2) Следующий шаг – подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

3) Подготовка детей к работе, разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь;

Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения.

Изложение материала при этом осуществляется традиционно.

4) Организация текущей проверки знаний, оценивание текущих результатов по схеме «усвоил – не усвоил».

5) Организация коррекционной работы. По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.

6) Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.

Игровые  технологии Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Различают следующие классификации педагогических игр: по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Игровые технологии

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Различают следующие классификации педагогических игр:

  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели  образования  игровых  технологий дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Цели образования игровых технологий

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Технология  проектного  обучения  Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.

Технология проектного обучения

  • Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.
Новые информационные технологии (компьютерные технологии) использование в работе ЭОР и ЦОР; использование интерактивной доски; работа с Интернет-ресурсами; создание собственного цифрового образовательного пространства; создание собственной мультимедийной библиотеки; проведение, организация конференций; создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

Новые информационные технологии (компьютерные технологии)

  • использование в работе ЭОР и ЦОР;
  • использование интерактивной доски;
  • работа с Интернет-ресурсами;
  • создание собственного цифрового образовательного пространства;
  • создание собственной мультимедийной библиотеки;
  • проведение, организация конференций;
  • создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах: I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как  основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как  монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

  • I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
  • II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
  • III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям : необходимо активизировать детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к творчеству; предоставить воспитанникам больше самостоятельности; развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение; постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений. Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволило выявить три группы проблем : освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности; внедрение технологии в практику; подготовка детей к работе в условиях новой технологии.

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям :

  • необходимо активизировать детей;
  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
  • подвести эту деятельность к творчеству;
  • предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
  • развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
  • постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволило выявить три группы проблем :

  • освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;
  • внедрение технологии в практику;
  • подготовка детей к работе в условиях новой технологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!