СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии на этапе объяснения нового материала с учётом ФГОС на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации акцентируется внимание на этапе объяснения нового материала  на уроках русского языка.Приводятся современные образовательные технологии, используемые на данном этапе. Проводится  сопоставительный анализ позиции учителя традиционного обучения и интерактивного современного. 

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии на этапе объяснения нового материала с учётом ФГОС на уроках русского языка.»

Современные технологии на этапе объяснения нового материала с учётом ФГОС на уроках русского языка. Волкова Я.С., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 18 им.Н.П.Симоняка

Современные технологии на этапе объяснения нового материала с учётом ФГОС на уроках русского языка.

Волкова Я.С., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ

18 им.Н.П.Симоняка

ФГОС как системная инновация Изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты Иначе , с позиции системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика Модернизируется содержание образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности Приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с учеником.

ФГОС как системная инновация

  • Изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты
  • Иначе , с позиции системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика
  • Модернизируется содержание образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности
  • Приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с учеником.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , он является основным критерием выбора технологии обучения.   Китайская мудрость гласит:  « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , он является основным критерием выбора технологии обучения.

Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю»

Сравним традиционный комбинированный урок и современный урок  в рамках ФГОС.

Сравним традиционный комбинированный урок и современный урок

в рамках ФГОС.

Традиционный комбинированный урок Современный урок в рамках ФГОС 1.Организационный 2. Опрос 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Домашнее задание 1. Организационно- мотивационный 2. Опрос- актуализация 3. Целеполагание 4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия 5. Первичное закрепление нового материала 6. Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся 7. Коррекция 8. Обобщение и систематизация 9. Инструктаж по выполнению домашнего задания (индивидуализация, дифференциация, организация выбора) 10. Подведение итогов урока - рефлексия

Традиционный комбинированный урок

Современный урок в рамках ФГОС

1.Организационный

2. Опрос

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление

5. Домашнее задание

1. Организационно- мотивационный

2. Опрос- актуализация

3. Целеполагание

4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия

5. Первичное закрепление нового материала

6. Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся

7. Коррекция

8. Обобщение и систематизация

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания (индивидуализация, дифференциация, организация выбора)

10. Подведение итогов урока - рефлексия

Опорная таблица этапа усвоения новых знаний к технологической карте урока Этап усвоения новых знаний и способов действий Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютера, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения Первичная проверка понимания изученного Этап закрепления новых знаний и способов действий

Опорная таблица этапа усвоения новых знаний к технологической карте урока

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютера, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий
На сегодняшний день обучение - процесс двусторонний.  Учитель «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции: планируют, организуют, контролируют, корректируют, анализируют, оценивают и.т. д., т.е. взаимодействуют в интерактивном режиме .

На сегодняшний день обучение - процесс двусторонний.

Учитель «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции:

  • планируют,
  • организуют,
  • контролируют,
  • корректируют,
  • анализируют,
  • оценивают и.т. д.,
  • т.е. взаимодействуют в интерактивном режиме .
В широком смысле интерактивное обучение  – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.  Принципы интерактивного обучения: 1)Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта). 2) Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной). 3) Позиция учителя: консультант-фасилитатор (производное от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником») В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста»

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.

Принципы интерактивного обучения:

1)Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта).

2) Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3) Позиция учителя: консультант-фасилитатор (производное от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником») В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста»

Образовательная технология  - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения и воспитания. (Лихачев Б.Т.)  Образовательная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя . (Монахов В.М.)
  • Образовательная технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения и воспитания. (Лихачев Б.Т.)
  • Образовательная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя . (Монахов В.М.)
Какие же образовательные технологии являются сегодня современными и могут использоваться в рамках реализации ФГОС на этапе усвоения новых знаний и способов действий ?  ?  ?

Какие же образовательные технологии являются сегодня современными и могут использоваться в рамках реализации ФГОС на этапе усвоения новых знаний и способов действий

? ? ?

Технология проблемного обучения Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения. Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально.

Технология проблемного обучения

Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения.

Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально.

Технология развития критического мышления (ТРКМЧП) научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!

Технология развития критического мышления (ТРКМЧП)

научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства,

Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!

Технология исследовательской деятельности учащихся Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний. Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. (Карл Роджерс)

Технология исследовательской деятельности учащихся

Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. (Карл Роджерс)

Учебно-познавательные мотивы,( т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»); Действие целеполагания («что я должен сделать...»); Выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); Решение задач; Рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
  • Учебно-познавательные мотивы,( т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»);
  • Действие целеполагания («что я должен сделать...»);
  • Выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
  • Решение задач;
  • Рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Технология проектного обучения Технология проектов предлагает обучение

Технология проектного обучения

Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка.

Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Технология проектного обучения позволяет наиболее благоприятным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной культуры.

Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!

Развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в  1) Фронтальную работу в кругу (сократический метод). 2) Статичные пары (пары постоянного состава). 3) Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении). 4) Статичные группы (группы постоянного состава: гомогенные или гетерогенные). 5) Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении). 6) Центры активного обучения. 7)Творческие мастерские (лаборатории)

Развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в

1) Фронтальную работу в кругу (сократический метод).

2) Статичные пары (пары постоянного состава).

3) Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении).

4) Статичные группы (группы постоянного состава: гомогенные или гетерогенные).

5) Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).

6) Центры активного обучения.

7)Творческие мастерские (лаборатории)

экспертная позиция фасилитаторская позиция
  • экспертная позиция
  • фасилитаторская позиция
экспертная позиция (лектор- эксперт излагает имеющийся материал, демонстрирует слайды   достоинства  недостатки + теоретическая стройность + четкая структура, логика + отшлифованность методики + четкость временных рамок + готовые решения, выводы + охват большой аудитории - пассивность участников - не используется их опыт - однообразие методики - утомляемость участников - навязывание мнения - отсутствие индивидуализации  
  • экспертная позиция (лектор- эксперт излагает имеющийся материал, демонстрирует слайды

достоинства

недостатки

+ теоретическая стройность

+ четкая структура, логика

+ отшлифованность методики

+ четкость временных рамок

+ готовые решения, выводы

+ охват большой аудитории

- пассивность участников

- не используется их опыт

- однообразие методики

- утомляемость участников

- навязывание мнения

- отсутствие индивидуализации

 

фасилитаторская позиция создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных)  достоинства  недостатки + обращение к личному опыту участников + активность учащихся + разумное сочетание теории и практики + легкость восприятия, усвоения + творчество участников + многообразие точек зрения + взаимопонимание участников + шлифовка мастерства учителя - низкая возможность вносить готовую структуру в опыт - сужено изложение теории - сложно соблюсти временные рамки сложность точного планирования Сложно «удержать» дисциплину (« У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке». ) высокие энергозатраты ведущего (учителя)
  • фасилитаторская позиция создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных)

достоинства

недостатки

+ обращение к личному опыту участников

+ активность учащихся

+ разумное сочетание теории и практики

+ легкость восприятия, усвоения

+ творчество участников

+ многообразие точек зрения

+ взаимопонимание участников

+ шлифовка мастерства учителя

- низкая возможность вносить готовую структуру в опыт

- сужено изложение теории

- сложно соблюсти временные рамки

  • сложность точного планирования
  • Сложно «удержать» дисциплину (« У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке». )
  • высокие энергозатраты ведущего (учителя)

нужно помнить, что: только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - Учителем.
  • нужно помнить, что:

только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - Учителем.