Современные технологии на этапе объяснения нового материала с учётом ФГОС на уроках русского языка.
Волкова Я.С., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ
№ 18 им.Н.П.Симоняка
ФГОС как системная инновация
- Изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты
- Иначе , с позиции системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика
- Модернизируется содержание образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности
- Приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с учеником.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , он является основным критерием выбора технологии обучения.
Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
Сравним традиционный комбинированный урок и современный урок
в рамках ФГОС.
Традиционный комбинированный урок
Современный урок в рамках ФГОС
1.Организационный
2. Опрос
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление
5. Домашнее задание
1. Организационно- мотивационный
2. Опрос- актуализация
3. Целеполагание
4. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия
5. Первичное закрепление нового материала
6. Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся
7. Коррекция
8. Обобщение и систематизация
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания (индивидуализация, дифференциация, организация выбора)
10. Подведение итогов урока - рефлексия
Опорная таблица этапа усвоения новых знаний к технологической карте урока
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
- Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
- Работа с определением
- Использование обыденных аналогий
- Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютера, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
- Первичная проверка понимания изученного
- Этап закрепления новых знаний и способов действий
На сегодняшний день обучение - процесс двусторонний.
Учитель «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции:
- планируют,
- организуют,
- контролируют,
- корректируют,
- анализируют,
- оценивают и.т. д.,
- т.е. взаимодействуют в интерактивном режиме .
В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.
Принципы интерактивного обучения:
1)Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта).
2) Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).
3) Позиция учителя: консультант-фасилитатор (производное от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «быть посредником») В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста»
- Образовательная технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения и воспитания. (Лихачев Б.Т.)
- Образовательная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя . (Монахов В.М.)
Какие же образовательные технологии являются сегодня современными и могут использоваться в рамках реализации ФГОС на этапе усвоения новых знаний и способов действий
? ? ?
Технология проблемного обучения
Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения.
Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально.
Технология развития критического мышления (ТРКМЧП)
научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства,
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!
Технология исследовательской деятельности учащихся
Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.
Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. (Карл Роджерс)
- Учебно-познавательные мотивы,( т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»);
- Действие целеполагания («что я должен сделать...»);
- Выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
- Рефлексивно-оценочные действия («всё и правильно ли я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Технология проектного обучения
Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка.
Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Технология проектного обучения позволяет наиболее благоприятным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной культуры.
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете!
Развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в
1) Фронтальную работу в кругу (сократический метод).
2) Статичные пары (пары постоянного состава).
3) Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении).
4) Статичные группы (группы постоянного состава: гомогенные или гетерогенные).
5) Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).
6) Центры активного обучения.
7)Творческие мастерские (лаборатории)
- экспертная позиция (лектор- эксперт излагает имеющийся материал, демонстрирует слайды
достоинства
недостатки
+ теоретическая стройность
+ четкая структура, логика
+ отшлифованность методики
+ четкость временных рамок
+ готовые решения, выводы
+ охват большой аудитории
- пассивность участников
- не используется их опыт
- однообразие методики
- утомляемость участников
- навязывание мнения
- отсутствие индивидуализации
- фасилитаторская позиция создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных)
достоинства
недостатки
+ обращение к личному опыту участников
+ активность учащихся
+ разумное сочетание теории и практики
+ легкость восприятия, усвоения
+ творчество участников
+ многообразие точек зрения
+ взаимопонимание участников
+ шлифовка мастерства учителя
- низкая возможность вносить готовую структуру в опыт
- сужено изложение теории
- сложно соблюсти временные рамки
- сложность точного планирования
- Сложно «удержать» дисциплину (« У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке». )
- высокие энергозатраты ведущего (учителя)
только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - Учителем.