СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии обучения математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога

Просмотр содержимого документа
«современные технологии обучения математике»

Современные педагогические технологии

в практике обучения математике

Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.

Возникают такие вопросы.

1. Как вызвать, закрепить и сделать естественным желание детей учиться?
2. Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание?
3. Какой должна быть роль ученика и роль учителя в процессе обучения?

Мы часто говорим, что урок – основная форма организации обучения. При этом мы чётко знаем, что нужно дать на уроке, ведь перед нами всегда программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учащимся материал.

В выборе методов, я думаю, надо отталкиваться от ученика; иметь в виду: то, что нравится учителям, детям часто неинтересно.

На уроке должно быть интересно, ведь без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить своей эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести. Поэтому девизом в работе считаю слова:

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму.»

Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. В своей работе я на это и опираюсь. Значит, в основе моей работы лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, идея дифференциации и индивидуализации обучения.(обучение в 5-6 кл)

Руководствуясь принципами личностно – ориентированного обучения, учитываю способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого.

В условиях атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности воспитанника каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться.

Одним из эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога. (хотя бы раз в месяц)



Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Основные принципы данной технологии

Идея нового способа организации познавательной деятельности.

Любая мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют познавательную деятельность школьника, но внутри каждого задания ученики свободны в отборе средств и методов работы.

Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и разрешение его через преодоление, поэтому одним из ключевых её элементов являются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, которая побуждает ученика к решению проблемы, требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний. Проблемная ситуация должна быть доступна, интересна ученику, но в то же время достаточно сложна и находиться в зоне ближайшего развития ученика.

В своей деятельности ученики исходят из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта. Главный закон мастерской: делай по – своему, исходя из своих способностей, интересов, корректируй себя сам. Особенно большие возможности открываются в индивидуализации заданий, которая предполагает разный объём самостоятельной деятельности учащихся.

Исходя из своих потенциальных возможностей, они выбирают задания различной степени сложности, приёмы деятельности и темп работы. Занятия строятся с учётом педагогической поддержки ученика.

Мастерская основывается на включении в познавательный процесс эмоциональной сферы ученика, активизации его чувств, что позволяет повысить личную заинтересованность процессом обучения.

Мастер не передаёт свои знания и умения незнающему ученику, а лишь создаёт алгоритм действий, который стимулирует творческий процесс, участвуют в котором и ученики и учитель – мастер.

Все действия участников мастерской оцениваются с положительной установкой.

Соблюдается доверительное отношение с детьми. Дети должны видеть в педагоге и учителя, и наставника и партнёра в творчестве, а педагог в каждом ребёнке видит человека. Принцип учителя: все дети талантливы, талант нужно раскрыть.

В общении с детьми педагог доброжелателен, а действия ребёнка безотметочны. Если учитель начинает критиковать работу ребёнка, это приводит к закрытости, неприятию. Педагог – адвокат в любых случаях держит сторону ребёнка, защищает интересы учащегося.

Таким образом, мастерская – событие в жизни учителя и учеников, где в организованном пространстве люди конструируют знания, а ученики вводятся в процесс познания, в поиск знаний. Она направлена на развитие личности ученика в учебном процессе, организованном в соответствии с учебными целями.

Основные этапы мастерской

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Технология мастерских имеет ряд положительных черт с точки зрения психологии, дидактики, коллектива, нравственного развития учащихся, направлена на личностное ориентирование.

1. Коллективная творческая деятельность.

Благодаря случайному выбору при формировании групп, происходит более тесное взаимодействие между членами коллектива. Учащиеся, которые ранее не были склонны к общению друг с другом, имеют возможность в процессе совместной деятельности устанавливать контакты, наладить общение.

2. Психологическое развитие.

На уроке происходит воздействие на разные виды восприятия: слуховое (материал проговаривается несколько раз: сначала в группе, потом у доски), зрительное восприятие (наличие наглядных средств, раздаточного материала);

задействованы разные способы запоминания: наглядность, проговаривание, фиксирование материала в тетрадь;

создание проблемных ситуаций способствует развитию мышления учащихся, навыков применения определённого алгоритма разрешения задачи, основываясь на ранее полученных знаниях и на интуиции учащихся по отношению к предмету;

развитие творческих способностей;

реализация ученика как личности в процессе обучения;

развитие логического мышления: усвоение навыков логичного изложения своих мыслей, анализа и обобщения.

3. Дидактические особенности.

Технология мастерских предполагает нетрадиционную форму урока, что способствует проявлению большего интереса со стороны учащихся. Благодаря исключению элемента «принуждения», информация путём самостоятельного додумывания усваивается легче и надолго фиксируется в памяти. Исходя из интересов учащихся, в ход урока вводятся игровые ситуации, обширное использование разнообразного оборудования. Для сохранения учебной ситуации используются формы фиксирования информации, свойственные стандартному уроку: запись в тетрадь, работа с доской, оценивание учителем самостоятельной работы. Работу на уроке учитель не оценивает, что позволяет каждому ученику не только почувствовать себя свободно, но и не бояться ошибок, свободно высказывать своё мнение.

На таких уроках учитель не информатор, а помощник; на основе общепринятых технологий он имеет возможность использовать новые приёмы подачи материала.

Этап рефлексии даёт возможность каждому ученику оценить урок, высказать своё мнение о проделанной работе.

4. Нравственное развитие.

В процессе работы ученики помогают друг другу, поддерживают своих одногруппников. Воспитывается уважение не только к своему мнению, но и к мнению товарища, развивается ответственность у учащихся, каждый ученик ответственен не только за себя, но и за всю группу.

5. Личностное ориентирование.

Технология мастерских позволяет обеспечить усвоение материала каждым учеником. Данная форма урока даёт возможность учителю уделить особое внимание более слабым ученикам, отвечая на все их вопросы.


6. Речевое развитие.

Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому важным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать, задавать вопросы. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки, задают вопросы.

Учебно-воспитательные задачи конкретной мастерской качественно и эффективно можно решить, только пользуясь совокупностью различных материальных и педагогических средств, так как каждое из них обладает своими недостатками и достоинствами, поэтому дидактические недостатки одних компенсируются достоинствами других. Совершенствование форм проведения мастерской невозможно без разумного использования учебного оборудования. Применение их в значительной степени экономит время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует активизации их творческой мысли. Изготовление различной наглядности и дидактического материала требует много временных и материальных затрат, но это даёт хороший конечный результат.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!