ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 41»
Создание аутентичной среды
в Ростовской школе-интернате № 41
для развития коммуникативных навыков и
повышения уровня социализации обучающихся
Сентябрь 2019 г.
Актуальность проекта
Реализация действующего регионального проекта «Воспитан-на-Дону» во исполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, предполагает развитие музеев, действующих на базе образовательных организаций, и разработку модели социализации и воспитания обучающихся на историко-культурных и нравственных традициях России и Донского края.
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням донского казачества, обогащает чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.
«Аутентичный» в переводе с греческого языка означает «настоящий, оригинальный, подлинный».
Во многих городах России созданы исторические парки «Россия – Моя история».
В школе-интернате существует музей, где представлены экспонаты по истории Донского края.
В 2019 году МО учителей трудового обучение продолжило работу по воссозданию исторических костюмов и предметов быта донских казаков. Учителя трудового планируют разработку проектов, тематически связанных с историко-культурными традициями Донского края.
Цель – формирование внутришкольной системы воспитания и социализации детей, учитывающей интересы детей, актуальные потребности региона, современного российского общества и государства.
Задачи
-повышение эффективности воспитательной деятельности в школе-интернате № 41 и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
-создание условий для консолидации усилий педагогов, психологов, родителей по воспитанию подрастающего поколения;
-научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в школе-интернате №41;
-повышение профессионального уровня педагогов школы по вопросам воспитания;
-содействие росту социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Нормативно-правовая база
-Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04.02.2010 пр. 271;
-Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы;
-Письмо департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при проведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (№ 03-296 от 12 мая 2011 года);
-Областной закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года№ 26-3С «Об образовании в Ростовской области»
-Концепция развития системы образования РО на период до 2020 года (Постановление правительства РО» 569 от 10.07.2012 )
-Региональный проект «Воспитан-на-Дону» во исполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996 ;
- Программа развития школы;
-Устав образовательного учреждения;
-Локальные акты образовательного учреждения;
-образовательные программы по предметам.
этапы и Сроки реализации проекта
Организационный этап : сентябрь 2019 года
-Изучение муниципального, регионального, всероссийского опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет и библиографические источники (книги, пособия и др.).
- Разработка школьной модели социализации и воспитания обучающихся на историко-культурных и нравственных традициях России и Донского края.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы; мотивирование детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной познавательной и трудовой деятельности.
этапы и Сроки реализации проекта
Основной этап : январь – апрель 2020 года
- Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала, подбор методической литературы и др.
- Составление плана по реализации проекта. Включение в план проекта тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих подтем проекта.
- Организация и проведение мероприятий для детей (школьные праздники, конкурсы, соревнования, беседы, классные часы и т.д.).
- Развитие и наполнение экспонатами школьного музея «История Донского края».
- Проведение конференций, семинаров, бесед по актуальным вопросам воспитания подрастающего поколения.
- Разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию детей и подростков.
- Организация работы с родителями (памятки, буклеты, стенды).
этапы и Сроки реализации проекта
Аналитико-результативный этап: май 2020 года
-Анализ, корректировка, и обобщение результатов проекта.
-Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов.
-Выступление на методических объединениях, подготовка рекомендаций.
-Презентация результатов проекта на педсовете.
-Оформление проекта и транслирование опыта работы.
-Изучение перспективы дальнейшего развития проекта.
-Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта и механизма продвижения результатов проекта.
Принципы
1.Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений: прошлое - давным-давно, ранее, и настоящие - в наши дни, сегодня).
2. Принцип гуманизации (учет позиции ребенка, его точки зрения, его чувств и эмоций, а также ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к дому, родному краю, Отечеству).
3. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).
4. Принцип интегративности (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем; организация педагогического процесса на основе тематического планирования; «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, проведение совместных праздников, вечеров досуга, выставок).
5. Принцип региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе).
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы: диагностический инструментарий (план предварительной беседы с детьми), методическая, энциклопедическая, художественная литература, наглядно-демонстрационный материал, ресурсы Интернет, использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми и взрослыми, экскурсии в музеи города, буклеты, памятки и др.
Финансовые ресурсы: спонсорская помощь.
Человеческие ресурсы: администрация ОУ, работники музея истории Донского казачества, родительский комитет ОУ, спонсоры.
Ожидаемые результаты
ДЕТИ:
-осуществляют творческую проектную деятельность вместе с взрослым коллективно, индивидуально и в подгруппе;
-проявляют интерес к истории родного края;
-формируют представления о родном крае (умеют ориентироваться, вести вежливый разговор с окружающими, знать достопримечательности и особенности края, уметь любоваться красотами Донского края, природы, беречь природу и исторические памятники Донского края);
-развивают мыслительные способности: умение анализировать полученную информацию, умение планировать свою деятельность, ставить задачи, намечать их пути решения, выбирать необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
-используют и преобразовывают свой опыт в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.
Ожидаемые результаты
ПЕДАГОГИ:
-повысят педагогическую компетентность по вопросам развития коммуникативных навыков и повышения уровня социализации обучающихся;
-создадут аутентичную среду для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
-пополнят педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами, презентациями и т.д.;
-способствуют развитию собственных традиций в совместной творческой деятельности детей, деловых взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми;
- создадут условия для обмена информацией о истории и культуре родного края между педагогом и родителем, родителем и ребенком, педагогом и ребенком;
-организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
- организуют презентацию проекта и его результатов.
Ожидаемые результаты
РОДИТЕЛИ:
- активно участвуют в реализации проекта по ознакомлению детей с родным краем:
- собирают информацию об истории Донского края, фотографии, энциклопедическую литературу;
-помогают в оформление и размножении наглядно-демонстрационного материала;
-участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.;
-создают условия дома для нравственного воспитания и личностного развития детей;
-укрепляют детско-родительские отношения;
-оказывают помощь в организации действенной развивающей среды ОУ;
-привлекают к участию в проекте других родственников (бабушек, дедушек и т.д.).
Риски
-финансовые риски: (недостаточное финансирование, доступность ресурсов);
-интересы участников проекта (наличие фактора субъективности - отношение педагогов, учащихся, родителей к проекту);
-масштаб проекта (невозможность адекватного и точного учета всей доступной информации);
-сроки реализации (зависят от финансирования, фактора субъективности и масштаба проекта).
Пути преодоления рисков
-привлечение спонсоров, поиск и привлечение иных источников финансирования;
-проведение совещаний, консультаций, обмен опытом по вопросам отбора информации;
-ускорение подготовительных этапов проекта;
-формирование информационного банка, банка идей;
-обеспечение условий взаимодействия участников проекта;
-эффективное распределение обязанностей среди участников проекта;
-расширение комплекса внеурочных мероприятий.
Заключение
Последействия реализации проекта:
-повышение эффективности воспитательной деятельности в школе-интернате № 41 и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
-создание условий для консолидации усилий педагогов, психологов, родителей по воспитанию подрастающего поколения;
-научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в школе-интернате №41;
-повышение профессионального уровня педагогов школы по вопросам воспитания;
-содействие росту социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Ожидаемые результаты: новые материальные объекты по истории Донского края, которые появятся в ходе реализации проекта (методические разработки, выставки, экспонаты для школьного музея, тематические презентации и др.)
Социальный эффект: социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.
Спасибо за внимание!