СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание благоприятной атмосферы на уроках рисования инструментами интерактивного взаимодействия.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации процессуальной основой является «коммуникативная атака», которая организуется педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса.

Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятной атмосферы на уроках рисования инструментами интерактивного взаимодействия.»

Создание благоприятной атмосферы на уроках рисования инструментами интерактивного взаимодействия.


Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие».

Смысл интерактивности складывается из понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. (С. Кашлев).

Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

Классификация интерактивных методов обучения

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

  • методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;

  • методы обмена деятельностями;

  • методы мыследеятельности;

  • методы смыслотворчества;

  • методы рефлексивной деятельности;

  • интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации процессуальной основой является «коммуникативная атака», которая организуется педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Метод «Имя и жест»

Алгоритм реализации метода.

  1. Участники пространственно размещаются так, чтобы хорошо видеть каждого.

  2. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник представляет предыдущих участников и себя, назы­вая их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена.

  3. Поочередно каждые участник, называя свое имя, демон­стрирует при этом какой-либо выразительный жест. Первым называет свое имя педагог, сопровождая его каким-либо жес­том.

  4. Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соот­ветственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия.


М етод «Аллитерация имени»

Алгоритм реализации метода.

  1. Участники взаимодействия пространственно размеща­ются так, чтобы каждый видел всех.

  2. Педагог объясняет название метода и правила его реали­зации: «литера» в переводе с латинского — «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпрета­ции «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитера­ция имени» — это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начи­нается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятель­наяи т. д.).

  1. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин при­думать аллитерацию (дополнительную характеристику) сво­его имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала инди­видуальность, особенности личности участника взаимодей­ствия.

  2. После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам — я Михаил мудрый!» — и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т. д.) следующему учас­тнику.

  3. Следующий участник сначала представляет предыду­щего, называя его аллитерацию имени, затем представляет себя и т. д.

  4. Последнему из участников необходимо назвать аллите­рации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой.


Метод «Прогноз погоды»

Алгоритм реализации метода.

  1. Педагог объясняет условия реализации метода: каж­дый участник рассказывает о своем эмоциональном, ду­шевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т. е. говорит о том, какими погодными признака­ми можно охарактеризовать его душевное состояние: ка­кому времени года соответствует? пасмурно или ясно? ветрено или тихо? есть ли осадки? какое время суток? ка­кая температура? (при определении температуры задает­ся жесткое условие — определить температуру в интерва­ле от 0 до +10 °С).

  2. Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном со­стоянии, последний признак этого состояния (температу­ру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листе бумаги(доске).

  1. После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температу­ры в график.

  2. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отно­шение к нему.

  3. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участни­ков взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и пост­роенный график подтверждает это.

Метод «Поменяйся местами»

Алгоритм реализации метода.

  1. Все участники взаимодействия садятся в круг.

  2. Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событи­ям, явлениям. Оптимальное количество вопросов - 10 - 15.

Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:

  • уже проснулся;

  • жаждет деятельности;

  • пил на завтрак чай;

  • пил на завтрак кофе;

  • добирался до школы пешком;

  • добирался до школы на общественном транспорте;

  • у кого хорошее настроение;

  • у кого есть что-то серое (черное и т. п.) в одежде;

  • у кого черная обувь;

  • хотел бы узнать что-то новое;

  • хочет общаться и т. д.

3. Те участники, которые отвечают на вопрос положитель­но, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвеча­ют на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.


Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.


Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Метод «Заверши фразу»

Алгоритм реализации метода:

    1. Педагог объясняет условия реализации метода: необхо­димо оперативно завершить начатую фразу.

    2. Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А еще хочу сказать...», «А знаете ли вы...», «Если бы я был директором школы ...» и т. п.) и предла­гает учащимся без какой-либо подготовки закончить ее.

    3. Каждый из участников поочередно произносит предло­женную фразу и свой вариант ее продолжения.

    4. Итоги реализации метода подводит педагог, предлагая свой вариант завершения фразы. Можно предложить отрефлексировать результаты реализации метода кому-либо из уча­щихся.

Методология использования в педагогическом процессе интерактивных методов обучения основывается на деятельностном подходе к организации педагогического взаимодействия, личностном подходе к организации и осуществлению образовательного процесса. Если на занятиях любой формы используются интерактивные методы, то и сама форма занятий приобретает интерактивный характер, а место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение поставленных целей.


Литература   

  1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса/ С.С. Кашлев. – Мн., 2000.

  2. Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн., 2005.

  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.- 80с.

  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.