СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе раннего возраста в адаптационный период».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен  опыт  работы по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в период адаптации детей к условиям детского сада, раскрыты формы и методы для облегчения адаптации  у детей раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
««Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе раннего возраста в адаптационный период».»

«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе раннего возраста в адаптационный период».

Замараева Елена Владимировна,

воспитатель МДОУ «Детский № 3 “Солнышко”»


Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

Сухомлинский В.А.


Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или к негативным результатам. Особенно остро на себе ощущают адаптацию дети раннего возраста при поступлении в детский сад. Строгий режим, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и т.п., все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, проблемы со сном и т.п

Работая на группе раннего возраста уже много лет, мною накоплен опыт по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в период адаптации детей к условиям детского сада, формирования у них положительной установки на его посещение, которым хочу поделиться с вами. Я считаю, главное в нашей работе окружить каждого ребёнка вниманием, заботой, душевным теплом, завоевать доверие малыша, дать почувствовать , что его понимают и принимают таким какой он есть, создать атмосферу доброты, спокойствия, максимально комфортные условия для развития и воспитания детей раннего возраста.

Важным моментом в нашей работе является соблюдение графика приёма детей в детский сад, группа заполняется постепенно (2-3 человека в неделю). В первую неделю дети ходят вечером на 2 часа, в следующую неделю они переходят на утро. Это связано с тем, чтобы воспитатель мог максимальное время уделить каждому вновь пришедшему ребенку в первые дни, когда он оказался в детском саду. С этой целью вводиться гибкий режим, когда учитывая индивидуальные особенности детей, могут быть смещены режимные моменты в зависимости от их физиологических особенностей в первые дни, но затем я стараюсь всю работу с детьми приблизить к постоянному режиму группы время приёма пищи, прогулка, сон, совместная игровая деятельность) . Во время адаптации, если дети не отучены от пустышки, бутылочек, памперсов, мы советуем родителям не делать этого, и разрешаем их использование в детском саду, кроме того просим приносить из дома любимые игрушки, с которыми может ребёнок играть, гулять, спать, если он отвлекается от неё, может прибрать игрушку в центр «Домашней игрушки».

Своим ласковым обращением к детям даю возможность доверять мне, разрешить помочь им в выполнение культурно-гигиенических процессов. Все действия с детьми, сопровождаю потешками, пестушками, стишками, которые подобраны нами на каждый режимный момент и оформлены в специальную картотеку.

В своей работе с детьми я использую следующие приемы, которые позволяют вызвать положительные эмоции и затормаживать отрицательные реакции детей во время адаптации.

В группе есть традиция «Доброе утро, малыши!», ежедневно по утрам встречаю детей с яркой игрушкой (кошкой, собачкой, белочкой, зайцем и т.д), в течение дня мы играем с этой игрушкой, строим для неё , укладываем спать, угощаем, читаем потешки, стихи , сказки.

Наладить контакт с детьми позволяют элементы телесной терапии: беру детей на руки, усаживаю на колени, часто обнимаю, глажу малышей, стараюсь стать похожей на маму с её ласковыми глазами и добрыми руками. Играю с детьми в игры – забавы « Ехали с орехами», « По кочкам», « Коза рогатая», массаж « Рельсы-рельсы», « « Отгадай, что у меня в руке». Когда ребёнок сидит на коленях удобно играть с его пальчиками «Сорока- ворона», « Этот пальчик…», обращать внимание на части лица ребёнка « Носик-курносик», « Два пожарника», « Где вы ручки, ушки, глазки?»

Ежедневно в период адаптации провожу игры, рекомендованные программой « Радуга»: « Шли, шли что-то нашли», « Волшебный мешочек», « Я иду к вам с подарками», « Загляни ко мне в окошечко». Все эти игры содержат сюрпризные моменты, каждый ребёнок получает от меня маленькие подарочки - яркие картинки, бабочки, самолётики, кораблики изготовленные своими руками, а так же фрукты, сладости, предусмотренные в меню детского сада, традиция- угощение воспитателем или от имени героя-обезьянки- бананы , белочки- орешки со сгущёнкой.

Чтобы успокоить детей , особенно уложить спать я часто напеваю песенки, а так же включаю спокойную музыку, а весёлые детские песни, танцевальная музыка помогает поднять настроение , раскрепоститься детям.

Дети любят наблюдать, как я рисую для них, сопровождая действия, рисовальными историями, обвожу и украшаю ручку малыша. Предлагаю и самим детям выплеснуть свои чувства на бумагу, свободный доступ к изоматериалам в изоуголке даёт возможность ребёнку выразить себя;

Организация игр « Давай, познакомимся!», « Пузырь», «Карусель», « Кто у нас хороший?», « Чей голосок?» , игры с адаптационной юбкой, весёлым зонтиком сближают детей друг с другом, помогают наладить контакт с педагогом, игры «Найди игрушку», « Чьи вещи?», « Проводи меня по группе», организую для освоения окружающей среды и знакомства с персоналом детского сада.

Лучшее лекарство от стресса – смех, поэтому в течение дня создаю такие ситуации , чтобы ребёнок чаще удивлялся, радовался, смеялся. Помогают в этом игрушки – забавы- неваляшки, музыкальный слоник, говорящий попугай, мешочки со смехом, заводные игрушки- лягушки, курочки, зайчики, светящиеся фонарики, в виде животных, воздушные шары, мыльные пузыри всё это привлекает внимание детей.

Хорошо отвлекают от грустных мыслей монотонные движения рук: в среде группы большое разнообразие пирамидок, конструкторов «Лего», мозаик, дидактических игр: «Соберём бусы», «Разложим пуговки», сжимающиеся резиновые игрушки-пищалки, массажные мячи.

Расслабляют детей игры с водой « Ловись, рыбка», « Плыви кораблики», « Дождик кап-кап», нравится детям перебирать камушки, рассматривать ракушки, играть в сухом бассейне из яичек из киндера-сюрприза, встряхивать бутылочки с блёстками. На прогулке- игры с песком играют важную роль в снятии у детей напряжения, стресса, в этом мне помогает яркое оборудование- ведёрки, совочки, формочки, ситечки.

Включаю элементы театрализованной деятельности , показ настольного, баночного, пальчикого театра по сказкам « Курочка Ряба», « Теремок», « Колобок», инсценирование потешек. Сама с удовольствием изображаю различных животных, героев, одевая шапочки, элементы костюмов, чем удивляю и радую детей.

Отвлекает детей от грустных мыслей разговор по телефону, по которому можно позвонить маме, папе, но я стараюсь перевести эти разговоры на театрализацию произведения Чуковского К.Я. « Телефон».

Игры по сенсорике за дидактическими столами большим и малым, «Вкладыши», « Лабиринты», « Развивающие кубы», а так же пособия ,сделанные своими руками « Домик»,панно « Спрячь мышек», « Подари мячики зверятам», « Рыбки», « Моталочки», « Стручки с горошинами» помогают отвлечь детей, заинтересовать игрой , развивать мелкую моторику пальцев рук.

Катание на горке, машинках, игры с двигательными игрушками, качание на качалке «Кораблике», « Лошадке», игры со спортивным оборудованием - колечками, кеглями, а особенно мячами помогают мне удовлетворить потребность детей в движении.

Все эти и другие игры и приёмы собраны и оформлены в картотеку адаптационных игр, что позволяет легко пользоваться ими.

Большую работу провожу с родителями. Ещё до поступления в детский сад, знакомлюсь с ними, из личных бесед узнаю особенности каждого ребёнка, изучаю заполненные родителями анкеты, информирую родителей об особенностях адаптации через наглядно-информационные материалы, шпаргалки, памятки. Главная моя задача- успокоить родителей, вселить в них надежду, что с их ребёнком будет всё хорошо.

Благодаря такой плодотворной работе с детьми по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе раннего возраста во время адаптации, я с коллегой по группе добились высоких результатов: за последние три года у 90 % детей наблюдается легкая степень, у 10% средняя степень адаптации. Эти данные позволяют судить о правильно построенной моей работе и всего педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.