СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие развития творческих способностей учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит с технологией эвристической образовательной ситуации и демонстрирует методические приемы, применяемые при организации эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Создание эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие развития творческих способностей учащихся»

Как важно сделать первый шаг… Нельзя чему-то научить человека, можно  только помочь ему  сделать открытие Г. Галилей

Как важно сделать первый шаг…

Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему

сделать открытие

Г. Галилей

Создание эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие развития творческих способностей учащихся

Создание эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие развития творческих способностей учащихся

Цель: - ознакомление с технологией эвристической образовательной ситуации и демонстрация методических приемов, применяемых при организации эвристической образовательной ситуации на уроках

Цель:

- ознакомление с технологией эвристической образовательной ситуации и демонстрация методических приемов, применяемых при организации эвристической образовательной ситуации на уроках

Теоретическое обоснование ЭОС Хуторского А. В. Эвристическая образовательная ситуация  – ситуация образовательного напряжения,  возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Эвристическая деятельность:  Творческий процесс по созданию образовательной продукции Познавательные процессы, необходимые для творчества Оргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание

Теоретическое обоснование

ЭОС Хуторского А. В.

Эвристическая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников.

Эвристическая деятельность: Творческий процесс по созданию образовательной продукции

Познавательные процессы, необходимые для творчества

Оргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание

Как создать эвристическую образовательную ситуацию? ЭТАПЫ:  Образовательная напряжённость Определение главного образовательного объекта  Формулировка открытого задания, проблемы  Личное решение образовательной ситуации  Демонстрация образовательных продуктов  Введение культурно-исторических аналогов  Рефлексия

Как создать эвристическую образовательную ситуацию?

ЭТАПЫ:

  • Образовательная напряжённость
  • Определение главного образовательного объекта
  • Формулировка открытого задания, проблемы
  • Личное решение образовательной ситуации
  • Демонстрация образовательных продуктов
  • Введение культурно-исторических аналогов
  • Рефлексия
Эвристическая образовательная ситуация Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Создание образовательной среды.  Создание образовательной напряженности.  Личное решение эвристической ситуации каждым учеником.  Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п.  Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта.  Введение учителем культурно-исторических аналогов  Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.

Эвристическая образовательная ситуация

  • Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Создание образовательной среды.

  • Создание образовательной напряженности.

  • Личное решение эвристической ситуации каждым учеником.

  • Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п.

  • Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта.

  • Введение учителем культурно-исторических аналогов

  • Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап1)    Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Выявление личного опыта и проблематики учеников по отношению к обозначенному объекту. Расширение образовательной среды, необходимой для дальнейшей деятельности.  МИР – что это для вас? Как вы себе это представляете? Предложите свои ассоциации, символ и сущность понятия. Нарисуйте ВАШ МИР. Составьте СИНКВЕЙН к слову МИР

Эвристическая образовательная ситуация (Этап1)

  Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Выявление личного опыта и проблематики учеников по отношению к обозначенному объекту. Расширение образовательной среды, необходимой для дальнейшей деятельности.

  • МИР – что это для вас?
  • Как вы себе это представляете?
  • Предложите свои ассоциации, символ и сущность понятия.
  • Нарисуйте ВАШ МИР.
  • Составьте СИНКВЕЙН к слову МИР

Эвристическая образовательная ситуация (Этапы 2, 3)  Создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с объектом, которая не имеет известного решения. Или фиксация двух и более решений одной проблемы. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта. Формулировка учебного задания в такой форме, которая обеспечит возможность личного уникального решения ситуации каждым учеником.           ” Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало?” — краткое обсуждение детьми этих вопросов    Возникает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундаментального объекта “мир” и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность.

Эвристическая образовательная ситуация (Этапы 2, 3)

Создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с объектом, которая не имеет известного решения. Или фиксация двух и более решений одной проблемы. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта. Формулировка учебного задания в такой форме, которая обеспечит возможность личного уникального решения ситуации каждым учеником.

        Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало?” — краткое обсуждение детьми этих вопросов

Возникает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундаментального объекта “мир” и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность.

Синквейн к слову «МИР» Человек   прекрасный счастливый думает делает говорит  человек - собаке друг подруга Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект . Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть объекта.

Синквейн к слову «МИР»

  • Человек

  • прекрасный счастливый
  • думает делает говорит
  • человек - собаке друг
  • подруга
  • Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект .
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть объекта.
Эвристическая образовательная ситуация  (Этап 5)  Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Дискуссии, споры, переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых. Сопоставление и,(или) переопределение начальных позиций, мнений, результатов учеников.      Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки.   Другие ученики задают им вопросы на понимание.   Происходит коллективное обсуждение проблемы и переосмысление первоначальных позиций.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 5)

Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Дискуссии, споры, переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых. Сопоставление и,(или) переопределение начальных позиций, мнений, результатов учеников.

Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки.

Другие ученики задают им вопросы на понимание.

Происходит коллективное обсуждение проблемы и переосмысление первоначальных позиций.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 6)  Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов. Анализ использованных способов решения проблемы. Переопределение образовательной напряженности на качественно ином уровне.  Учитель записывает на доске основные типы детских версий: “Взрыв”, “Движение в пустоте”, “Океан и тепло”, “Соединение пылинок”, “Сотворение Богом”.    Обобщение основных ученических позиций— коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 6)

Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов. Анализ использованных способов решения проблемы. Переопределение образовательной напряженности на качественно ином уровне.

Учитель записывает на доске основные типы детских версий: “Взрыв”, “Движение в пустоте”, “Океан и тепло”, “Соединение пылинок”, “Сотворение Богом”.

Обобщение основных ученических позиций— коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 7)  Введение учителем культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. Сопоставление разных типов продукции, самоопределение участников образования по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. При необходимости — развитие эвристической ситуации на новом уровне.    На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из книг: Ригведа, Библия, Древнегреческие мифы и др. Дети делают рисунки к наиболее ярким сюжетам, смотрят иллюстрации, сравнивают их, отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не является единым для всех.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 7)

Введение учителем культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. Сопоставление разных типов продукции, самоопределение участников образования по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. При необходимости — развитие эвристической ситуации на новом уровне.

На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из книг: Ригведа, Библия, Древнегреческие мифы и др. Дети делают рисунки к наиболее ярким сюжетам, смотрят иллюстрации, сравнивают их, отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не является единым для всех.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 8)  Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. “Снятие” и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности каждого из учеников.    Каждый ученик пытается письменно изложить свои результаты в форме рефлексивного мини-сочинения.  Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в ней более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель (схему, презентацию) и выставить ее на защиту в конце четверти.

Эвристическая образовательная ситуация (Этап 8)

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. “Снятие” и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности каждого из учеников.

  • Каждый ученик пытается письменно изложить свои результаты в форме рефлексивного мини-сочинения.
  • Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в ней более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель (схему, презентацию) и выставить ее на защиту в конце четверти.
ЭОС Хуторского А. В. Открытое задание Многоуровневый подход к изучению образовательного объекта Технологичность   Зажигательность Создание личного образовательного продукта   Образная значимость Ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни   Человекообразность  Практическая значимость

ЭОС Хуторского А. В.

Открытое задание

Многоуровневый подход к изучению образовательного объекта

Технологичность

Зажигательность

Создание личного образовательного продукта

Образная значимость

Ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни

Человекообразность

Практическая значимость

Типология эвристических заданий  Базовым основанием типологии заданий выступают эвристические качества личности и соответствующие им виды деятельности:  1. Задания когнитивного типа  2. Задания креативного типа  3. Задания оргдеятельностного типа   Задания когнитивного  (англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание]  типа :   Научная проблема . Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).

Типология эвристических заданий Базовым основанием типологии заданий выступают эвристические качества личности и соответствующие им виды деятельности: 1. Задания когнитивного типа 2. Задания креативного типа 3. Задания оргдеятельностного типа

Задания когнитивного

(англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] типа : Научная проблема . Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).

Задания креативного типа:

«Восстановление» истории . Выяснение причин сложившейся ситуации, на­пример: «Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объяс­ните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последователь­ность». Доказательство . Поиск способов подтверждения версий или знаний. Например, «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культу])». «Отыщите общие принципы строения различных государств». Общее в разном . Вычленение общего и отличного в разных системах, например в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм. Перевод . Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы. Разнонаучное познание . Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».

   Задания оргдеятельностного типа:   Цели . Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.    Планы . Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.    Рефлексия . Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.   Оценка . Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Задания оргдеятельностного типа: Цели . Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.

Планы . Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

Рефлексия . Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности. Оценка . Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Этапы составления эвристического (открытого) задания  1. Отбор образовательных объектов .  2. Определение основных видов деятельности  учащихся.  3. Определение формы возможного образовательного продукта .  4. Определение примерных эвристических методов , с помощью которых предполагается выполнение задания учеником.  5. Запись эвристического задания в общем структурном виде .  6. Текст эвристического задания формулируется и шлифуется  с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности и т.п.  7. Определение названия составляемого задания.  8. Разработка критериев оценки  его выполнения.

Этапы составления эвристического (открытого) задания

1. Отбор образовательных объектов .

2. Определение основных видов деятельности учащихся.

3. Определение формы возможного образовательного продукта .

4. Определение примерных эвристических методов , с помощью которых предполагается выполнение задания учеником.

5. Запись эвристического задания в общем структурном виде .

6. Текст эвристического задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности и т.п.

7. Определение названия составляемого задания.

8. Разработка критериев оценки его выполнения.

Пример преобразования закрытого задания в открытое Русский язык, 10 класс

Параметр сравнения

Стандартное задание

  • Образовательный объект

Открытое задание

Орфограмма «Чередующиеся гласные в корнях слов»

2. Виды деятельности

«Моё правило»,

Нахождение орфограммы, объяснение, выполнение заданий из учебника

3. Образовательный продукт

4. Методы деятельности

«Мой диктант»

Исследование языковых единиц с орфограммой; группировка слов по способу проверки; выявление закономерностей правописания чередующихся гласных; формулирование своей версии правила; составление диктанта на данную орфограмму.

Материальное воплощение отсутствует; внутренний продукт может не быть зафиксирован

5. Зажигательность задания

Репродуктивные

Материальный продукт : версии правила, диктант;

 

Внутренний продукт : осознанный выбор орфограммы.

Метод исследования, метод конструирования правил, метод синектики.

Стандартное задание

6. Образовательная значимость

Увлекает, начиная с названия

Научатся находить орфограмму, объяснять правописание слов…(на уровне ЗУН)

7. Человекосообразность

Будут уметь ориентироваться в языковом материале, будут осознанно выбирать гласную в корне, установят закономерности выбора гласной; (формирование компетенций)

 

Задание может быть интересно некоторым учащимся

8. Практическая значимость

Задание основано на личном опыте, наблюдении за языковыми единицами, предполагает создание своего оригинального продукта

Энциклопедические знания

 

Диктант можно использовать для заданий в классе;

 

Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языка

Образовательный объект :

Бессоюзное сложное предложение

Открытое задание :

  • Пунктуация в бессоюзном сложном предложении основывается на трёх принципах: интонационном, грамматическом, смысловом. В разное время эти принципы выходили на первое место. М.В.Ломоносов писал: «Союзы связывают предложения подобно гвоздям и клею (очень грубо); бессоюзные предложения органичнее» .

2. В чём органичность бессоюзных предложений? Какой принцип вы считаете более важным при анализе пунктуации в бессоюзном предложении?

3. Создать модель бессоюзного предложения( схема, модель, алгоритм, заметка в лингвистический справочник - по выбору учащихся) и найти аналог этой единицы в таких науках, как химия, физика и т. п.

Культурно-исторический аналог: работы учёных в области бессоюзного сложного предложения. Например, в работах Пешковского была сделана попытка описать мелодию знаков препинания ( запятая- короткая пауза; точка с запятой-пауза длиннее; двоеточие, тире-самая длинная пауза) В данном подходе на первом месте-интонационный принцип.

Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение» Предметные Знание  основных признаков БСП, правил постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Умение  соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Умение  находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. Использование синонимических конструкций в речи. Метапредметные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение»

Предметные

  • Знание  основных признаков БСП, правил постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП.
  • Умение  соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
  • Умение  находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. Использование синонимических конструкций в речи.

Метапредметные

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

 Как меняется урок? Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в личной деятельности; Ученик создает личный образовательный продукт и сопоставляет его с результатами своего опыта; Ученик осознает способ деятельности; Происходит формирование и развитие метаумений: теоретического мышления; навыков переработки информации; критического мышления; творческого мышления; регулятивные умения; качества мышления; Осуществляется организация деятельностной работы с источниками информации, представленными в разных знаковых системах.

Как меняется урок?

  • Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в личной деятельности;
  • Ученик создает личный образовательный продукт и сопоставляет его с результатами своего опыта;
  • Ученик осознает способ деятельности;
  • Происходит формирование и развитие метаумений: теоретического мышления; навыков переработки информации; критического мышления; творческого мышления; регулятивные умения; качества мышления;
  • Осуществляется организация деятельностной работы с источниками информации, представленными в разных знаковых системах.
 Как важно сделать первый шаг….

Как важно сделать первый шаг….