«Создание фразеологического словаря»
Исследовательская работа на тему:
Автор: Матвеев Айсен, 8 класс
Руководитель: Прядезникова М.И.
Актуальность темы :
в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений.
Цель:
1. Выяснить, как часто используются фразеологизмы учащимися.
2. Составить свой фразеологический словарь в картинках.
Объект исследования:
устная речь и
материалы анкетирования
Учащихся 5-8 классов .
Гипотеза:
Исследования основана на предположении о том, что если знать источники происхождения фразеологизмов и их значение, то можно научиться правильно употреблять их, что, в свою очередь, позволит сделать устную речь более образной и выразительной.
Определение фразеологизмов.
Фразеологический оборот
или фразеологизм –
устойчивые сочетания слов
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его слов.(Большой Энциклопедический словарь)
Фразеологизм- устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому.(Словарь Ожегова )
Откуда и как появились фразеологизмы
Исконно русские ( бить баклуши –бездельничать )
Заимствованные ( не в своей тарелке- неудобно, скованно, не на месте)
Из мифологии ( Ахиллесова пята - слабая сторона)
Из профессий ( сгущать краски сильно преувеличивать )
Из художественных произведени й , (счастливые часов не наблюдают - быстро летит время)
Фразеологизмы в других языках
Русский язык
Иностранные языки
Ждать у моря погоды
Дожидаться зайца под деревом (Китайский язык)
Делать из мухи слона
Делать из комара верблюда (Чешский язык)
Обманывать самого себя
Красть колокольчик, затыкая себе уши (Китайский язык)
Не видеть дальше своего носа
Белая ворона
Глаза мыши – видят только на вершок вперед (Китайский язык)
Баран на пяти ногах (Французский язык)
Купить кота в мешке
Купить свинью в мешке (Английский язык)
Собаку съел
Он в этом большой мастер (Немецкий язык)
Со всех ног
Буута быстарынан (Якутский язык)
С горем пополам
А5ыс айдаанынан (Якутский язык)
Как зеницу ока (хранить, беречь)
Хара5ын харатын курдук (харыстаа) (Якутский язык)
Анкета
- Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)
- Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет, иногда)
- Объясните значение следующих фразеологизмов:
медвежья услуга-
на лбу написано-
идти на поводу-
зарубить на носу-
делать из мухи слона-
- Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово- а) семь …(пятниц, суббот) в неделе б) Не в своей ... (чашке, тарелке) в) Считать ... (сорок, ворон) г) Бросать слова ... (в море, на ветер, в колодец)
- Где вы встречаете фразеологизмы? (Дома, в школе, в литературе, в речи, затрудняюсь ответить).
Результаты исследования
9%
91%
Гипотеза подтверждена – фразеологизмы действительно украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Вывод
Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Спасибо за
внимание!