СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание и апробация иллюстрированного пособия «Экология в картинках» как инструмента формирования экологической культуры школьников»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проекту учащегося 11 класса Полунина Арсения, призера РЭ олимпиады по экологии.

Просмотр содержимого документа
««Создание и апробация иллюстрированного пособия «Экология в картинках» как инструмента формирования экологической культуры школьников»»

Создание и апробация иллюстрированного пособия «Экология в картинках» как инструмента формирования экологической культуры школьников Полунин Арсений Александрович,  учащийся 11 М класса МБОУ «СОШ №30» г. Набережные Челны Руководитель:  Андрианова Альбина Абдулхатовна,  учитель биологии МБОУ «СОШ №30»  

Создание и апробация иллюстрированного пособия «Экология в картинках» как инструмента формирования экологической культуры школьников

Полунин Арсений Александрович, учащийся 11 М класса МБОУ «СОШ №30» г. Набережные Челны

Руководитель: Андрианова Альбина Абдулхатовна, учитель биологии МБОУ «СОШ №30»

 

Актуальность Проблему можно решить через экологическое образование населения. Поэтому формирование экологической культуры у подрастающего поколения становится одним из приоритетных направлений в современном обществе. В современном обществе накопилось огромное количество нерешенных проблем, связанных с последствиями вмешательства человека в окружающую среду, связанных с экологической безграмотностью населения.

Актуальность

Проблему можно решить через экологическое образование населения. Поэтому формирование экологической культуры у подрастающего поколения становится одним из приоритетных направлений в современном обществе.

В современном обществе накопилось огромное количество нерешенных проблем, связанных с последствиями вмешательства человека в окружающую среду, связанных с экологической безграмотностью населения.

Гипотеза: «Использование иллюстрированного пособия «Экология в картинках» может помочь в формировании экологических знаний и культуры младших школьников» Цель  проекта: создать условия для формирования и развития экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством создания и использования иллюстрированного пособия «Экология в картинках».  Задачи проекта : 1. определить уровень экологической культуры у младших школьников МБОУ «СОШ №30» (возраст 9-10 лет) посредством анкетирования с использованием готовых методик; 2. отобрать теоретический материал для пособия, изготовить иллюстрации; разработать задания для формирования элементарной экологической грамотности и навыков экологически ответственного поведения младших школьников; 3. провести педагогический эксперимент для выявления эффективности разработанного иллюстрированного учебного пособия; 4. по итогам реализации проекта сформировать рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры младших школьников.

Гипотеза: «Использование иллюстрированного пособия «Экология в картинках» может помочь в формировании экологических знаний и культуры младших школьников»

Цель проекта: создать условия для формирования и развития экологических знаний у детей младшего школьного возраста посредством создания и использования иллюстрированного пособия «Экология в картинках».

Задачи проекта :

1. определить уровень экологической культуры у младших школьников МБОУ «СОШ №30» (возраст 9-10 лет) посредством анкетирования с использованием готовых методик;

2. отобрать теоретический материал для пособия, изготовить иллюстрации; разработать задания для формирования элементарной экологической грамотности и навыков экологически ответственного поведения младших школьников;

3. провести педагогический эксперимент для выявления эффективности разработанного иллюстрированного учебного пособия;

4. по итогам реализации проекта сформировать рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры младших школьников.

Объект: младшие школьники МБОУ «СОШ №30». Предмет: процесс формирования экологической культуры детей посредством использования иллюстрированного пособия «Экология в картинках». Принципы реализации проекта - последовательность; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; - доступность пособия; - творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное); Срок реализации проекта  сентябрь - май 2024-2025 уч.год Участники проекта  школьники младшего школьного возраста (9-10 лет) МБОУ «СОШ №30», педагоги, родители школьников.

Объект: младшие школьники МБОУ «СОШ №30».

Предмет: процесс формирования экологической культуры детей посредством

использования иллюстрированного пособия «Экология в картинках».

Принципы реализации проекта

- последовательность;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- доступность пособия;

- творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное);

Срок реализации проекта  сентябрь - май 2024-2025 уч.год

Участники проекта  школьники младшего школьного возраста (9-10 лет) МБОУ «СОШ №30», педагоги, родители школьников.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:  Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с экологией, как наукой. Проект будет способствовать развитию экологической культуры учащихся младшей школы.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

  • Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с экологией, как наукой.
  • Проект будет способствовать развитию экологической культуры учащихся младшей школы.
Организация эксперимента и методы исследования   В октябре 2024 года в МБОУ «СОШ №30» были проведены диагностические тестирования учащихся 4 классов в возрасте 9–10 лет в три этапа (методика Сольвьевой Д.): 1 этап — оценка экологических знаний, 2 этап — оценка экологических сознания, 3 этап — оценка экологического отношения, 4 этап — оценка экологических культуры. В январе 2024 г было проведено повторное диагностическое тестирование по авторской методике Калюковой Е.А., Шишовой А.В. (Калюкова, 2016).

Организация эксперимента и методы исследования

  • В октябре 2024 года в МБОУ «СОШ №30» были проведены диагностические тестирования учащихся 4 классов в возрасте 9–10 лет в три этапа (методика Сольвьевой Д.):
  • 1 этап — оценка экологических знаний,
  • 2 этап — оценка экологических сознания,
  • 3 этап — оценка экологического отношения,
  • 4 этап — оценка экологических культуры.
  • В январе 2024 г было проведено повторное диагностическое тестирование по авторской методике Калюковой Е.А., Шишовой А.В. (Калюкова, 2016).
Результаты входного тестирования Диаграмма 1. Уровневое распределение учащихся в контрольной и экспериментальной группе по параметру «Экологические знания» Диаграмма 2. Распределение правильных ответов на вопросы анкеты «Экологические знания» в контрольной и экспериментальной группе

Результаты входного тестирования

Диаграмма 1. Уровневое распределение учащихся в контрольной и экспериментальной группе по параметру «Экологические знания»

Диаграмма 2. Распределение правильных ответов на вопросы анкеты «Экологические знания» в контрольной и экспериментальной группе

1. Какие организмы используют как показатели загрязнения?

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) животные; б) лишайники; в) растения.

2. Почему человек создает сады и парки в городе?

А) в лесу; б) в городе; в) на лугу.

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух; б) чтобы люди отдыхали и гуляли; в) чтобы было красиво.

10. Редкие растения у нас выращивают:

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

а) в заповедниках; б) в садах и парках города;

А) морскую соль; б) сахар; в) рыбий жир.

в) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

а) да; б) нет.

а) из редких цветов; б) из растений, выращенных человеком.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) морская свинка; б) морская корова; в) морская собака.

а) деревья могут погибнуть; б) ничего не случится;

6. Какая вода встречается в озерах?

в) не услышим птичьих песен.

А) пресная; б) соленая; в) в одних пресная, в других соленая.

13. Какое животное может дольше других быть в состоянии спячки без еды

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

а) мышь; б) бобер; в) еж; г) медведь.

А) гибнет рыба; б) по берегам чахнут растения;

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

в) размножаются водоросли.

А) синица; б) кукушка; в) филин; г) соловей.

8. Как служат почве дождевые черви?

15. Какое из перечисленных животных запасает себе корм на зиму?

А) лошадь; б) волк; в) белка.

А) уничтожают вредителей; б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

Оценка результатов:

Правильные ответы: 1 — б; 2 — а, б; 3 — а; 4 — б; 5 — б; 6 — в; 7 — а, б, в; 8 — б; 9 — б; 10 — а, в; 11 — б; 12 — а; 13 — г; 14 — б; 15 — в).

Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный 0 баллов.

Интерпретация результата:

от 0 до 6 правильных ответов — низкий уровень;

от 7 до 11 верных ответов — средний уровень;

от 12 до 15 правильных ответов — высокий уровень

Диаграмма 4. Распределение ответов анкеты «Экологическое сознание» по баллам в контрольной и экспериментальной группе Диаграмма 3. Уровневое распределение учащихся по параметру «Экологическое сознание» в контрольной и экспериментальной группе

Диаграмма 4. Распределение ответов анкеты «Экологическое сознание» по баллам в контрольной и экспериментальной группе

Диаграмма 3. Уровневое распределение учащихся по параметру «Экологическое сознание» в контрольной и экспериментальной группе

Анкета «Экологическое сознание» (по методике Д. Сольвьевой)

Выбери вариант своего отношения к утверждениям: полностью согласен (2); не уверен, что полностью согласен (1); не знаю (0)

1. Высшую ценность представляет человек.

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

3. Необходимо сохранять природу ради нее самой.

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись

не может, поэтому другого выхода нет, как продолжать их строить.

6. Сохраним природу для наших детей.

7. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

8. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

9. Природа — это окружающая среда.

10. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

11. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых

производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

12. Природа — это мир единства и неповторимости природных объектов.

13. Природа полезна для человека.

14. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в

пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

15. Бывают вредные и полезные жуки.

Оценка результатов:

0–14 баллов — низкий уровень;

от 15 до 23 баллов — средний уровень;

от 24 баллов — высокий уровень

Диаграмма 6. Распределение ответов на вопросы анкеты «Экологическое отношение» в контрольной и экспериментальной группе Диаграмма 5. Уровневое распределение учащихся по параметру «Экологическое отношение» в контрольной и экспериментальной группе

Диаграмма 6. Распределение ответов на вопросы анкеты «Экологическое отношение» в контрольной и экспериментальной группе

Диаграмма 5. Уровневое распределение учащихся по параметру «Экологическое отношение» в контрольной и экспериментальной группе

Анкета «Экологическое отношение» (по методике Д. Сольвьевой)

Выбери один из трех ответов: да (2), нет (0), по-разному (1)

1.Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и

непривлекательные? («некрасивые»)?

3. Всегда ли вы бережно относитесь к природе.

4. Влияет ли природа на ваше настроение?

5. Все ли в окружающей природе вас интересует?

6. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу?

7. Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или

природные явления?

8. Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб

своими действиями?

9. Любите ли вы читать описания природы в книгах?

10. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

11. Часто ли вы отдыхаете среди природы (в т. ч. в городских скверах, парках и т. п.)?

12. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

13. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

14. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

15. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на

картинах (фотографиях)?

Оценка результатов:

0–14 баллов — низкий уровень;

от 15 до 23 баллов — средний уровень;

от 24 баллов — высокий уровень.

Диаграмма 7. Распределение учащихся по уровням сформированности экологической культуры (октябрь 2024 г.)

Диаграмма 7. Распределение учащихся по уровням сформированности экологической культуры (октябрь 2024 г.)

Содержание иллюстрированного пособия  «Экология в картинках» Объем пособия составил - 42 страницы.

Содержание иллюстрированного пособия «Экология в картинках»

Объем пособия составил - 42 страницы.

Формы и методы организация занятий с детьми с использованием иллюстрированного пособия  «Экология в картинках»

Формы и методы организация занятий с детьми с использованием иллюстрированного пособия «Экология в картинках»

Диаграмма 8. Распределение учащихся по уровням сформированности экологических знаний

Диаграмма 8. Распределение учащихся по уровням сформированности экологических знаний

Диаграмма 9. Распределение ответов на вопросы анкеты «Экологические знания» в контрольной и экспериментальной группе (январь 2025 г.)

Диаграмма 9. Распределение ответов на вопросы анкеты «Экологические знания» в контрольной и экспериментальной группе (январь 2025 г.)

Анкета «Экологические знания»

(авторская методика: Калюкова Е. А., Шишова А. В.)

А) защита растений и животных от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

1. "Что такое экология?"

А) наука о погоде Б) наука о живой природе

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6. "Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы?" (Возможно несколько вариантов)

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

2. "Что такое окружающая среда?"

А) всё, что окружает человека Б) наука о живой природе

Б) слив сточных вод в реку В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

В) это то место, где человек живёт.

3. "Что такое заповедник?"

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

7. "Что такое Красная книга?"

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

В) участки земли, где животных подкармливают

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

4. "Что такое национальный парк?"

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

В) книга, куда занесены растения и животные, которых удалось спасти

8. «Есть ли Красная книга Республики Татарстан?"

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

А) есть Б) нет В) не знаю

В) место, где отдыхают люди

9. "При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?"

5. "Что такое экологическая безопасность?"

ВЫВОДЫ:   1. Проведенные входные тестирования по определению уровня экологической культуры младших школьников МБОУ «СОШ №30» показали, что детей с высоким уровнем экологической культуры в контрольном и экспериментальном классах 28,8 - 30%. Детей со средним развитием экологической культуры составляет 53-56%%, а детей с низким уровнем культуры – 15-17%%. Контрольная и экспериментальная группа имеют близкие по значениям показатели. 2. Разработано и изготовлено учебное пособие «Экология в картинках». Тираж составил 50 экземпляров. 3. Проведена апробация по использованию учебного пособия «Экология в картинках» на 25 минутных занятиях в экспериментальном классе. Всего проведено 10 занятий. Результаты промежуточного анкетирования показали эффективность использования пособия, количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 27%. 4. Сформулированы рекомендации по применению пособия.  

ВЫВОДЫ:

  • 1. Проведенные входные тестирования по определению уровня экологической культуры младших школьников МБОУ «СОШ №30» показали, что детей с высоким уровнем экологической культуры в контрольном и экспериментальном классах 28,8 - 30%. Детей со средним развитием экологической культуры составляет 53-56%%, а детей с низким уровнем культуры – 15-17%%. Контрольная и экспериментальная группа имеют близкие по значениям показатели.
  • 2. Разработано и изготовлено учебное пособие «Экология в картинках». Тираж составил 50 экземпляров.
  • 3. Проведена апробация по использованию учебного пособия «Экология в картинках» на 25 минутных занятиях в экспериментальном классе. Всего проведено 10 занятий. Результаты промежуточного анкетирования показали эффективность использования пособия, количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 27%.
  • 4. Сформулированы рекомендации по применению пособия.

 

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!