Создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.
Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).
В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.
Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).
Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.) Такое изображение создаётся в упрощённо - обобщённом виде.
Итак, при повторении изученного в начальных классах можно работать, например, со следующими схемами:
“Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне слова". Схема показывает, что непроверяемые гласные и согласные в корне слова нужно запоминать и в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что включается дополнительно и зрительная память детей. Предлагается для запоминания не формулировка правила, а предельно сжатая форма записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического предписания.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал.
Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.
Важно соблюдение некоторых условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:
1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.
3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе схем.
4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).
5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
Необходимо привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Все схемы выполняются в цвете. Общий цвет чёрный, главное выделено красным, зелёным, синим. Размер таблицы нужен такой, чтобы дети с последних парт хорошо видели всё, что на них написано. Ведь это опора для всех!
В наглядных пособиях должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, что обеспечивает использование полученных знаний в практической речевой деятельности ученика, а также реализацию идей личностно-ориентированного обучения.
Наглядное пособие дополняет практический материал учебников и дает возможность учителю реализовать заложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации.