Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
Сабитова Диляра Арифовна,
преподаватель кафедры естественно-математического образования
ГБОУ ДПО РК КРИППО
ЦОР и ЭОР
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы - представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы
ЭОР - электронные образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети
Использование ЦОР в учебном процессе помогает осуществить
- Переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному.
- Поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения.
- Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения предмета в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся.
- Стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся.
- Реализация компетентностного подхода к изучению предмета.
Интерактивность
(от английского interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). В информационных системах под интерактивностью понимается способность системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Классификация ЦОР
По образовательно-методическим функциям
Электронные учебники
Электронные издания контроля ЗУН-ов
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные учебные пособия
5
Классификация ЦОР
По типу информации
ЦОР с текстовой информацией
ЦОР с комбинированной информацией
ЦОР со сложной структурой
6
Задачи ЦОР
1. Помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов; подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
6
Задачи ЦОР
2. Помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.
6
Задачи ЦОР
3. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
6
Задачи ЦОР
3. помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
6
Типы модулей в коллекции ФЦИОР
- Модуль получения информации (И-тип).
- Модуль практических занятий (П-тип).
6
Типы модулей в коллекции ФЦИОР
И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
6
Понятие «Облако»
Облачные технологии - это различные аппаратные, программные средства, методологии и инструменты, которые предоставляются пользователю, как интернет-сервисы, для реализации своих целей, задач, проектов.
6
Структура облачных технологий
Основание пирамиды «инфраструктура» – это набор физических устройств (серверы, жесткие диски и т.д.), над ней выстраивается «платформа» - набор услуг и верхушка – программное обеспечение, доступное по запросу пользователей
4
6
Облачные вычисления — это некий базис-вектор, полученный в результате синтеза целого ряда технологий и подходов
4
6
- Хранение и синхронизация файлов
- Хранение и синхронизация файлов
- Хранение заметок и закладок
- Хранение заметок и закладок
- Программное обеспечение как услуга
- Программное обеспечение как услуга
- Данные как услуга
- Данные как услуга
- Рабочее место как услуга
- Рабочее место как услуга
Возможности облачных технологий
4
20
- Storage-as-a-Service
- Storage-as-a-Service
- Database-as-a-Service
- Database-as-a-Service
- Information-as-a-Service
- Information-as-a-Service
- Process-as-a-Service
- Process-as-a-Service
- Application-as-a-Service
- Application-as-a-Service
- Platform-as-a-Service
- Platform-as-a-Service
- Integration-as-a-Service
- Integration-as-a-Service
Услуги, предоставляемые облачными технологиями
4
21
Google Apps
Google Карты
G-mail
Google -Календарь
Google Диск
Google Рисунки
Google Презентация
Google Документы
Google Таблицы
Google Формы
Microsoft Office Web Apps
Приложения Microsoft Office Web Apps , позволяют использовать возможности Microsoft Office , через веб-браузер и работать с документами (причем, не только просматривать их, но и редактировать) непосредственно на веб-сайте, на котором они хранятся
Работа с приложениями Google
Для начала работы необходимо создать Google аккуант (электронную почту)
7
22
Работа с приложениями Google
Работа с приложениями Google
сервис
Работа с приложениями Google
Работа с приложениями Google
Работа с Google Диском
Google Документ
Google Презентация
Google Презентация
Google Таблицы
Google Формы
Ввести название теста
Google Формы
Google Формы
Google Рисунки
Google-сайт, Blogger
Blogger
Google-сайт
Google-сайт
редактировать
Создать новую страницу
Google-сайт
Конструктор интерактивных заданий
(требуется регистрация)
Конструктор интерактивных заданий
Создание Нового упражнения
Конструктор интерактивных заданий
Создание Нового упражнения
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Конструктор интерактивных заданий
Готовые упражнения по предметам
Онлайн доска Lino
Онлайн доска Lino
Онлайн доска Lino
http://en.linoit.com/
Создание аккуанта
Вход в личный кабинет
Онлайн доска Lino
логин
пароль
e-mail
Онлайн доска Lino
Новое упражнение
Онлайн доска Lino
Доступ для каждого
Онлайн доска Lino
Применение облачных технологий
Практическое задание
- Открыть образовательные ресурсы http://resh.edu.ru , http://fcior.edu.ru . Найти материалы для преподавания информатики.
- Открыть LearningApps.org. Выбрать интерактивные упражнения для преподавания информатики.
- С помощью LearningApps.org создать интерактивные упражнения следующих типов: «Найти пару», «Простой порядок», «Классификация», «Викторина», «Ввод текста»
- Создать и опубликовать Google-форму для тестирования учащихся, отправить ссылку на электронную почту преподавателю.
- В программе iSpring QuizMaker создать небольшой тест с использованием 5 типов вопросов. Опубликовать созданный тест в виде exe-файла.