СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок направлен на развитие образного мышления и творческой фантазии.

Просмотр содержимого документа
««Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»»





План-конспект открытого урока по предмету «Музыкальное искусство» Гитара.

Преподавателя по классу гитара Прокофьевой А.Ю.

МКУ ДО «Олюторская РДШИ»

20 февраля 2022 года

Учащийся 3 класса, возраст 12 лет.

Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

Цель: Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений О. Зубченко «Прелюд-мимолетность», П. Гройсман «Романс»

Задачи:

В интересной для ребенка форме закрепить понятие художественного образа в произведении, проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (арпеджио, натуральный флажолет, апояндо, тирандо), влияющие на качество звучания произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения игры на инструменте.

Обучающие:

- закрепление изученных теоретических знаний

- формирование практических навыков

- определить форму, фразировку, кульминацию пьес.

- освоение посадки, ощущения восприятия

- обучение приемам игры на шестиструнной классической гитаре

- проработать ритм, динамические оттенки и штрихи.

Развивающие:

- формирование навыка слухового контроля за качеством исполняемого материала

- приобретение навыков развития мышечной памяти для игры, не глядя на гриф или струны;

- привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.

- познакомить учащегося с традиционной испанской культурой фламенко.

- расширить представление учащегося о тембровом разнообразии гитары.

- закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.

- освоение технических навыков исполнительства

- формирование навыка анализа собственного исполнения

- способствование развитию внимания учащегося

- формирование метроритмических способностей

Воспитательные

- формирование навыков сценической культуры.

- воспитание художественного вкуса, фантазии, чувства гармонии и красоты;

- приобщение к гитарному исполнительскому искусству;

- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчество;

- воспитание сосредоточенности, настойчивости, уверенности в себе

- создание внутреннего комфорта на уроке.

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения


Здоровьесберегающие:

- способствовать устранению мышечных зажимов, напряжения.

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память

- контроль за правильной посадкой, положением рук, установкой инструмента.

-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.



Педагогические технологии:

личностно-ориентированные – направленная на признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.



Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения.

Методы обучения:

Перцептивный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Практический: упражнения, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы

беседа, демонстрация и объяснение нового материала, самостоятельная работа, видео демонстрация, развитие мышления, контроль и самоконтроль.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, первичное и комплексное применение знаний).


Психологические условия на уроке


Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.


Результативность обучения


Познавательные: активно использовать различные средства для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи урока, стремиться выполнять их, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению материала, определять границы собственного знания и незнания.


Репертуарный план:

  1. Гамма ля мажор

  2. Упражнения на беглость

  3. М. Джулиани Этюд ля-минор на беглость

  4. О. Зубченко «Прелюд-мимолетность»

  5. П. Гройсман «Романс»


Средства обучения:

Зрительный ряд: видеоролик, наглядные пособия с рисунками упражнений для рук, ноты

Оборудование: Телевизор, жесткий диск, пульт ДУ, классические гитары, тюнер, пюпитр, тетрадь, карандаш, дневник


План урока:

1.Организационная и содержательная установка…………………………... 3 мин

2.Разминка на изученном материале: гаммы, упражнения, этюд .……...… 10мин

3.Проверка глубины понимания и прочности знаний учащегося ………... 10мин

4.Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков ………………………………………….…. 10мин

5.Диагностика прочности усвоения знаний………………………………….. 5мин

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания…………………………. 2мин



Ход урока:

Учитель:С чего необходимо начинать обучение игре на гитаре? Конечно же, с посадки и постановки инструмента. Важно, и порой очень сложно совместить «правильность» и удобство в освоении необходимой позиции необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, с учетом типовой формы постановки и посадки. В процессе роста и накопления навыков посадка, несомненно, будет меняться, и за этими изменениями необходимо следить и вовремя корректировать. В любом случае просадка должна отвечать целесообразностью, чтобы не возникли мышечные зажимы при исполнении. Ч.Дункан: «...ценность любого положения гитары определяется тем, насколько полно удается передать и сфокусировать энергию и внимание исполнителя во время игры». Посадка гитариста - это «стартовая поза».

/Посадка, постановка игрового аппарата. Игра упражнений «Паровозик», «Гусеница», гаммы ля-мажор/

Человеческий мозг похож на компьютер. Что мы в него «загрузили», то потом мы и «считаем» Многое зависит и от качества «загрузки». Поэтому медленный темп и концентрация внимания на ощущениях будет являться качеством «загрузки» необходимой информации. Чем медленнее темп, чем дольше пальцы находятся на нужных ладах в определенной позиции, тем качественнее идет сканирование информации в мозг,

Каким образом мы знаем, что должны, - и можем точно поставить и извлечь необходимый звук? На что мы должны обращать внимание и как выстраивать занятия? На какие теоретические принципы мы должны опираться при работе над произведениями? Задавая себе подобные вопросы, начинаешь искать ответы и сопоставлять различные данные, касающиеся по данной тематике.

Проверка домашнего задания

В работе произведение О. Зубенко «Прелюд-мимолетность». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнение уменьшенного аккорда, смены позиций) Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.

Цель преподавателя на данном этапе - помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается:

- сначала определение «Музыкальная форма» - музыкальное произведение, осмысленное как музыкально-звуковой феномен, строение музыкального произведения, логически взаимосвязанное расположение и взаимодействие частей целого, а также их структура (схема)

Фразиро́вка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли.

Кульмина́ция в музыке — момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части. Кульминация присутствует во всех уровнях музыкальной формы, поэтому форма произведения — система кульминаций.

- далее визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт. Объяснение учащемуся способов устранения излишнего напряжения мышц. Противоречие между стремлением начинающего играть и задачей предварительного освоения элементарных игровых навыков, методы устранения этих противоречий.

Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.

«Развивая слух, мы непосредственно действуем на звук; работая на инструменте над звуком, мы влияем на слух и совершенствуем его» - Г. Нейгауз.


Продолжение работы над изучаемыми произведениями


Цель данного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Ученику предлагается представить, что такое мимолетность, мимолетные грезы, мечты, встречи (быстро проходящие, не длительные), мимолетные журавли, мимолетная туча. какими красками можно описать мимолетность (прозрачная, чистая и т.д.) Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно или тревожно, пронзительно или изящно, легко)


Освоение учащимся полученной информации


На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.


Рефлексия учебной деятельности закрепление пройденного материала


Для закрепления данного материала разберём пьесу П. Гройсмана «Романс». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.

Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности.

Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.


Домашнее задание


  1. Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.

  2. Разбор нотного текста «Романса».

  3. Подобрать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

  4. В Интернете посмотреть фрагменты выступлений различных исполнителей.



Учащимся освоил на уроке:

-Определение формы, фразировки кульминации пьесы;

- Создание художественного образа произведения через художественно-эмоциональную окраску

- Отработка технических приемов.

- Навык самостоятельного разбора произведения.



Используемые материалы.


  1. Баренбойм Р. «Педагогическая психология. Принципы обучения». Москва. 1973 г.

  2. Гитман А. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». «Престо» Москва. 2000г.

  3. Дункан Ч. «Искусство игры на классической гитаре» «Офсет плюс». Красноярск 2004 г.

  4. Михайленко И.П. «Методология исполнительского мастерства гитариста». – К., 2009

  5. Шувалова И. «О методике работы с начинающими в классе гитары ДМШ». Методические рекомендации.М.1990,


Цифровые образовательные ресурсы

1. Коллекция ЦОР. -http://school-collection.edu.ru/

2. Социальная сеть работников образования -http://nsportal.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!