Применяемые технологии |
1.Развивающая |
2.Здоровьесберегающая: -развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован. -рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения. -чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки). -на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности. |
3.Технология личностно-ориентированного обучения: Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения. |
4.Технология проблемного обучения: Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания. |
5.Технология формирования мотивации или игровая технология: Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции. |
Применяемые формы работы |
Индивидуальная |
|
|
Методы обучения |
1.Перцептивный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. |
2.Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений. |
3.Практический: упражнения, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха. |
Методические приемы |
-словесный, наглядный, практический; -активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика; -развитие мышления, творческой инициативы; -приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук. |
Психологические условия на уроке |
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке. |
Результативность обучения |
Познавательные: активно использовать различные средства для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи урока, стремиться выполнять их, оценивать свои достижения. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог Личностные : проявлять познавательный интерес к изучению материала, определять границы собственного знания и незнания. |
План урока. |
1. | Оргмомент. | | 2 мин. |
2. | Разминка. | | |
| Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата | Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Л: проявлять интерес к изучаемому предмету | 10 мин. |
3. | Работа с музыкальным материалом. | | 25мин. |
| 1.Проверка домашнего задания 2. Продолжение работы над изучаемыми произведениями 3.Освоение учащимся полученной информации | Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата; П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
4. | Рефлексия учебной деятельности. | | 8 мин. |
| Закрепление пройденного материала Домашнее задание | Рефлексия Л: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») | |
Примечание : по ходу работы возможно изменение времени на 2 - 3 мин.
Ход урока |
Оргмомент |
Разминка |
Работа учителя. | Работа учащихся |
Учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе упражнение «Паук» и гамму с-moll , контролируя качество звукоизвлечения. | Учащийся выполняет данные упражнения. |
3. Работа с музыкальным материалом |
Проверка домашнего задания | В работе произведение Ф.Тарреги «Слеза». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнение барре, смена позиций). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой. Цель преподавателя на данном этапе - помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт. Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал. |
Продолжение работы над изучаемыми произведениями | Цель данного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно. Ученику предлагается представить, что такое слеза, какие бывают слезы (слезы радости или горечи), какими красками можно описать слезу (прозрачная, чистая и т.д.) Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно или тревожно, пронзительно). Очень важно поговорить с ребёнком о том, что чувствует человек, когда плачет, ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей. |
Освоение учащимся полученной информации | На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество. |
4. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепление пройденного материала | Для закрепления данного материала разберём пьесу Ф.Гислера «Фанданго». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам. Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности. Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску. В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект. |
Домашнее задание | 1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. 2. Разбор нотного текста «Фанданго». 3.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело). 4.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей. |
| |