Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса по ФГОС ДО Авторы составители: Петрова Татьяна Михайловна, Старший воспитатель, Крейнович Татьяна Леонидовна, Воспитатель г. Курск, 2018 |
Оглавление
Актуальность …………………………………………………………………………………………….3
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Создание интерактивных дидактических игр в программе Microsoft PowerPoint - 2010 с применением триггеров» ………………………………7
Поэтапное создание интерактивной дидактической игры «Четвёртый лишний» 9
Поэтапное создание интерактивной дидактической игры «Аналогии» 13
Актуальность: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
В дошкольном возрасте формируется представление о целостной картине мира, даются возможности реализовать свои творческие способности, развиваются коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Цель:
Задачи:
-
изучить методику создания интерактивных игр с помощью программы Microsoft Рower Рoint с использованием триггеров;
-
составить методические рекомендации для воспитателей: «Создание интеракивных игр в программе Microsoft Рower Рoint с применением триггеров»;
-
составить интерактивные игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО.
Новизна и практическая ценность работы:
Материал поможет раскрыть педагогам преимущества использования интерактивных дидактических игр в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования, содействовать самосовершенствованию педагогов в вопросах информационно-коммуникационной направленности, интерактивные игры могут служить одним из методов проведения мониторинга в ДОУ.
В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триггеров и диск с интерактивными дидактическими играми для дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Она должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим и игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников.
Основная форма использования ИКТ в моей практике является создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Мною разработаны: серия презентаций интерактивных дидактических игр, викторин для дошкольников и созданы методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по их созданию.
Презентации создаются с учетом программы детского сада, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
-
Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей (возможно, проведение подготовительной работы).
-
Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
-
В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
-
По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Признавая, что компьютер мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его – новое использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Создание интерактивных дидактических игр в программе Microsoft PowerPoint - 2010 с применением триггеров»
Информационно-компьютерные технологии все больше входят в процесс обучения дошкольников. Одной из составляющих информационных технологий являются мультимедиа-технологии, которые являются эффективными образовательными средствами, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и возможности интеграции различных типов информации, способствующим раскрытию индивидуальных способностей, творческого потенциала обучающихся и повышению их мотивации к учению.
В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к определению понятия «дидактическая игра». Как отмечают многие педагоги (Н.П. Аникеева, М.Ж. Арстанов, Е.И. Балакирева, В.М. Букатов, А.П. Букин, О.С. Газман, Д.Н. Кавтарадзе, П. И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков и др.), дидактическая игра – это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
Под дидактической игрой Дергачева Л.М. понимает деятельность, организуемую в процессе обучения целью которой является развитие познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий основанных на имитационном или символическом моделировании изучаемых объектов явлений или процессов. В результате проведения игры, у ее участников формируются конкретные знания, соответствующие умения и навыки по творческому использованию знаний. Дидактические игры включают в себя обучающие предметные и учебные игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у них живой интерес к процессу познания.
Собираясь сделать обучающую игру-презентацию, изначально надо:
-
определить обучающие задачи, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требованиями программы.
-
Продумать игровую мотивацию: что будем делать, для кого или для чего?
-
определить способ выполнения задания: как это делать?
-
уточнить, как ребенок должен действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача. Самому ребенку совсем необязательно знать дидактические намерения. Его интересует совершенно иное: (Сюжет игры, мотив, игровая задача и способ выполнения игровой задачи).
Создавая интерактивную игру в MS Power Point, объект-триггер включает проигрывание анимации собственного объекта или других объектов слайда. Объектами-триггерами называют такие объекты, которые обладают способностью длительно находиться в одном из двух более устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов.
При нажатии на один объект-триггер может проигрываться анимация нескольких объектов одновременно или цепочкой.
Вы сами решаете, как и когда будут появляться или исчезать объекты во время просмотра презентации.
Самый простой пример использования триггеров – это выбор правильного ответа. При щелчке по правильному ответу, которым может быть любой объект: картинка, кнопка, фигура, текст, включается выбранная вами анимация, например «исчезновение» объекта, а в случае щелчка по неправильному ответу сработает другая анимация.
Благодаря триггерам можно добиться большей динамики при проведении занятий, организовать уникальные дидактические игры, в том числе и для работы на интерактивной доске.
Какие технологические приёмы можно осуществить с помощью триггеров?
-
Перемещение отдельного объекта.
-
Изменение объекта (изменение цвета заливки, содержания текста, размера объекта, его исчезновение).
-
Появление нового объекта на экране не по общему щелчку мыши или нажатии клавиши «Пробел», а по щелчку на определённый объект нашего учебного эпизода.
Используемые интерактивные игры позволяют педагогам:
-
успешно усваивать программный материал и повысить качество знаний;
-
обеспечить систематическую проверку и объективную оценку знаний, умений и навыков обучающихся;
-
моделировать в реальном учебном процессе различные жизненные ситуации;
-
сделать учебный материал менее сложным, глубже усвоить материал;
-
усилить активность детей в учебном процессе, стимулировать их творческие способности.
Приложение
Поэтапное создание интерактивной дидактической игры «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие у дошкольников процесса образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Обучающая задача - в этой игре у детей развивается процесс образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Игровая мотивация – найти, что лишнее.
Способ выполнения задания - если ребенок называет объект правильно, то он исчезает с экрана, и звучат аплодисменты, а если нет, то он пульсирует или качается и звучит барабан.
1. Запустите программу PowerPoint.
2. Выбираем макет слайда: Макет Пустой слайд.
3. Добавляем на слайд картинки с изображениями, заранее сохраненные на компьютере.
4. Добавим анимацию на картинку.
Выделяем картинку «лук», выполняем команду «Анимация» - «Выход» -«Часовая стрелка». .
-
Включаем область анимации, переходим к стрелочке, «Запускать щелчком», нажимаем на «Время». .
-
Выплывает окно «Часовая стрелка». Настраиваем «Эффект» - «Звук», выбираем аплодисменты. Затем выбираем «Время» - «Начать выполнение эффекта при щелчке, выбираем «Рисунок 8», нажимаем «Ок» .
-
Добавим анимацию на картинку.
Выделяем картинку «банан», выполняем команду «Анимация» - «Выделение» - «Качание». .
-
В области анимации находим «Рисунок 7» добавляем триггер с помощью стрелочки, «Запускать щелчком» - «Время». Выплывает окно «Часовая стрелка». Настраиваем «Эффект» - «Звук», выбираем барабан. Затем выбираем «Время» - «Начать выполнение эффекта при щелчке, выбираем «Рисунок 7», нажимаем «Ок»
Рисунок 8.
-
Все то же самое проделывается с объектами: «яблоко» и «морковь».
-
Следующие слайды можно оформить с помощью клавиши «Анимация по образцу».
Выделяем картинку «яблоко», нажимаем дважды на кнопку «Анимация по образцу» и переносим с помощью выделения объектов данную анимацию. Появляется стрелочка с кисточкой, выделяем нужный объект.
Поэтапное создание интерактивной дидактической игры «Аналогии»
Цель: формирование умений анализировать, делать умозаключения по аналогии.
Обучающая задача - в этой игре дети учатся анализировать, делать умозаключения по аналогии.
Игровая мотивация – подбери картинку к объекту, которая подходит к ней так же, как в первом ряду подходят картинки друг к другу.
Способ выполнения задания - если ребенок называет объект правильно, то он начинает подъезжать к данной картинке и звучит колокольчик, если ошибается, то объект качается и звучит щелчок.
1. Запустите программу PowerPoint.
2. Выбираем макет слайда: Макет Пустой слайд.
3. Добавляем на слайд картинки с изображениями, заранее сохраненные на компьютере.
4. Выделяем объект «доска». Включаем «Анимация»-«пути перемещения», выбираем «Линии», устанавливаем курсор на красную стрелочку путей перемещения, поворачиваем за нее и тянем в ту сторону, куда должен переместиться объект.
5. Снова выделяем объект «доска», в области анимации находим «Рисунок 4» добавляем триггер с помощью стрелочки, «Запускать щелчком» - «Время». Выплывает окно «Часовая стрелка». Настраиваем «Эффект» - «Звук», выбираем аплодисменты. Затем выбираем «Время» - «Начать выполнение эффекта при щелчке, выбираем «Рисунок 4», нажимаем «Ок»
6. Выделяем объект «молоток». Включаем «Анимация» - «Выделение», выбираем «Качание» .
7. Выделяем объект «молоток», в области анимации находим «Рисунок 6» добавляем триггер с помощью стрелочки, «Запускать щелчком» - «Время». Выплывает окно «Часовая стрелка». Настраиваем «Эффект» - «Звук», выбираем «колокольчики». Затем выбираем «Время» - «Начать выполнение эффекта при щелчке», выбираем «Рисунок 6», нажимаем «Ок»
13