Методический совет 03.12.2018
Тема:
Создание комфортного климата т.о. «Стильные штучки» для выявления одаренности.
Педагог дополнительного образования: Банникова Анастасия Александровна
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача дополнительного образования – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в начале жизненного пути должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Важно выявить всех, кто обладает тягой к творчеству, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, раскрыть свои способности.
Какие условия необходимо создать для развития одарённого ребёнка? К таким условия можно отнести создание комфортного климата в творческом объединении.
Главное, что должно характеризовать работу педагога в этом направлении это профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию комфортного климата в коллективе, а так же характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребёнка в процессе обучения.
Становление личности ребёнка происходит в общении с окружающими людьми. Творческое объединение «Стильные штучки»- это, то место, где ребёнок находит новых друзей, занимается интересным делом с учётом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения, как со сверстниками и взрослыми, так и с детьми другого возраста. Дети приобретают тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему её отношений к жизни и людям. Поэтому необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребёнку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях, помогает раскрыть свои личностные качества, адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов объединения, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в творческом объединении «Стильные штучки» проявляется в эмоционально насыщенном отношении детей к происходящему, в активности обучающихся, в доброжелательных отношениях с окружающими.
Это результат совместной деятельности детей, где поощряется активность, инициатива, индивидуальность каждого ребёнка. Формируются общие традиций в коллективе.
Основные методы психологического воздействия можно использовать на занятиях как индивидуально, так и со всем коллективом.
1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения направлены на уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников творческого объединения и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, желания свои и другого человека.
Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятие, игра «третий лишний»,невербальное приветствие, прощание с членами коллектива.
Упражнения на сокращение эмоциональной (пространственной) дистанции с партнёром: разойтись на узком мостике, сесть на стул, занятый другим человеком, соорудить совместно какую-нибудь фигуру, объект (мельницу, статую, фонтан),успокоить обиженного человека, выразить прикосновением отношение к другому и т. д.
2. Арттерапия – воздействие искусством. Как вариант – вся группа рисует одну картину. По цвету и характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуротерапия – воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива. Чаще всего мы это делаем осенью и весной на переменах.
4. Логотерапия – разговорный метод. Педагогу нужно как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими.
Здесь я использую такие упражнения, как:
«интервью» - у каждого члена творческого объединения по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов) Ответы могут быть любой степени откровенности.
«знакомство-представление» - познакомить коллектив со своим партнёром, представить его всем. При этом нужно обратить внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих.
5. Игротерапия - игра образами. Здесь цель – укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребёнка, его коммуникативных возможностей. Игры могут быть самыми разнообразными: создание какого- то образа, импровизированный диалог, ролевые, сюжетные игры.
6. Сотворчество – подготовка к мероприятиям в каникулярное время и участие в мероприятиях Дома детства и юношества (
Здесь цель – раскрытия творческого потенциала ребёнка, поднятия уровня его самооценки, взаимопомощь, создание совместного духа творчества и, как следствие, создание комфортного психологического климата в коллективе.
Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям, поощрение к открытости, доброжелательности, поощрение у детей не навязывать друг другу своё мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему решению.
Работа на создание и поддержание комфортного психологического климата в детском коллективе должна вестись на долговременной и постоянной основе.
Опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.