Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
Выполнила: Пашиц Оксана Вадимовна
1.Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом, качество образования – это уровень успешности социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения).
Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой, которая отражает:
- степень соответствия педагогических и рабочих процессов в ОУ, выраженных в форме показателей и критериев, определённым установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным социальным ожиданиям;
- степень усвоения содержания учебного материала, морального умственного и физического развития, которого обучающийся достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями.
Таким образом, качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.
Ключевыми требованиями к качеству образования являются:
- качество содержания образования;
- качество методического обеспечения образовательного процесса;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- профессиональный уровень педагогов;
- положительная мотивация обучающихся;
- качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество внутриучрежденческого контроля.
В рамках реализации ФГОС качество образования предъявляет требования к целевым программным компонентам, к учебной среде, к ожидаемым результатам.
Основной целью образовательных программ является обеспечение запланированных результатов для достижения выпускниками на каждом уровне образования определённых навыков, знаний, умений, компетенций и способностей, которые, в свою очередь, определяются личными, социальными, семейными, государственными потребностями каждого ребёнка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Таким образом, формируются определённые универсальные учебные действия (УУД), которые отображают индивидуальные или личностные результаты, метапредметные показатели и предметные результаты.
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Критерии эффективности:
Во время реализации базовых образовательных программ в образовательном учреждении предъявляются следующие требования: должны определяться финансовые, кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно осуществляться овладение учебным материалом. С целью решения задач освоения образовательных программ, дальнейшего самоопределения и решения проблемных задач, в школе должны быть созданы условия для обучения инвалидов, детей с ограниченными возможностями и особенностями развития (коррекционная работа, индивидуальные программы, дистанционные методы обучения).
Управление качеством образования складывается из качества образовательной среды и качества результатов.
Создание среды, которая является критерием эффективности внедрения этих стандартов обеспечивает:
• защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей;
• стремление к достижению целей образовательного процесса, его высокое качество, духовное и нравственное воспитание, открытость и доступность для учащихся и их родителей;
• развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей
Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды школы, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышения качества образования в целом.
Диаграмма Исикавы
Требования, влияющие на качество образования и условия достижения оптимальных конечных результатов
Качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся
Качество содержания образования
Качество методического обеспечения образовательного процесса
туристско-краеведческая направленность: -спортивно-оздоровительный профиль;
военно-патриотический профиль;
профиль «Основы безопасности»
Учебный план
Методические рекомендации
Организация учебного процесса
Контроль знаний: стартовый, промежуточный, итоговый мониторинг
Психологическая готовность к обучению (тестирование)
Разработка учебных программ, соответствующих законодательству
Учебно-методические комплекты ко всем программам и видам образовательной деятельности
Организация воспитательного процесса
Нагрузка педагогов
Современность учебной информации, её актуальность
Планы работы МО
Контроль работы всех МО учреждения
Использование новых форм и методов обучения, педагогические инновации
Повышение мотивации обучения
Контроль за организацией процесса, программа мониторинга
Качество образования
Аттестация и сертификация
педагогов
Технические средства обучения
Моральное поощрение
Разработка системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся
Учебно-методическая работа педагога: разработка дополнительных общеразвивающих программ; участие в работе МО, творческих и проблемных групп; обобщение передового опыта
Заработная плата
Учебно-методическая база
Библиотечный фонд
Контроль реализации дополнительных общеразвивающих программ
Участие в профессиональных конкурсах
Учебно-лабораторная база
Программно-информационное обеспечение
Разработка и внедрение инноваций, разнообразие применяемых технологий
Социально-бытовые условия
Контроль работы всех МО учреждения
Профессиональная переподготовка в соответствии с профстандартами
Программа мониторинга
финансирование
Профессиональный уровень педагогов
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса
Качество внутришкольного контроля
Повышение квалификации
Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования
Дерево целей двух уровней для управления качеством образования
Комплексно–целевая программа управления качеством образования
№ | Направление деятельности | Мероприятие | Сроки реализации программы |
месяц, год 2020-2021 уч. год |
9 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 |
1 | Развитие кадрового потенциала | Организация повышения квалификации педагогических кадров |
обучение на курсах ПК; | х | х | х | | | | х | | | х | | |
дистанционное обучение; | | | | х | х | | | х | х | | х | х |
организация методической работы в ОУ | | х | | | | х | х | | | х | | |
Вовлечение педагогов в инновационную деятельность |
мониторинг усвоения программ учащимися; | | | | | | х | | | | | | х |
обобщение опыта работы на различных уровнях; | | | х | | х | | | | х | | | х |
рейтинговая оценка труда педагогов | | | | х | | | | | | | х | |
аттестация педагогических кадров | | | | | | | х | х | | | | |
2 | Совершенст вование методов оценивания достижений учащихся | внедрение кейс методов | | х | | | | | | | | | | |
конкурс портфолио учащихся | х | х | х | х | х | х | х | х | х | | | |
конкурс «Ученик года» | | | | | | | | | | х | | |
3 | Совершенст вование модульной организации учебного процесса | внедрение компьютерной программы составления расписания занятий | уже внедрено в ОО |
формирование содержания образовательных программ по индивидуальным учебным планам | сформированы на 01.09.2020 |
4 | Увеличение количества внеклассных и досуговых мероприятий, предоставляющих возможности для самореализа ции учащихся | Планирование и реализация программ внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
заключение договоров сетевого сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и культуры | заключено на 01.09.2020 |
5 | Создание широкого проектного пространства для учащихся, включающего в себя различные направления: гуманитарные, естественно-научные, социальные | осуществление проектной деятельности учащихся по различным направлениям , включая предметную и социально-культурную тематику - участие в очных и заочных конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, научных чтениях. | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
6 | Проведение мониторинга психо-физиологического развития учащихся | психолого-педагогическая диагностика (тестирование); - диагностика физического развития (тестирование) | х | | | | | х | | | | | | х |
7 | Внедрение информационных технологий в образовательный процесс | переход на ведение документации ОУ в электронной форме; | уже внедрено в ОО |
создание единого информационного пространства ОУ; |
ведение блогов ОУ о деятельности в социальных сетях: ВК, Jnstagram и т.д. | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
использование возможностей сети Интернет в обучении и участии в различных творческих конкурсов как учащихся, так и педагогов | в течении всего учебного года |
8 | Работа с родителями | проведение родительских собраний | х | | | х | | | х | | | | | х |
организация и проведение консультаций, лекториев по запросам родителей | | | х | | | х | | | | | х | |
привлечение родительской общественности в управляющий совет ОУ | х | | | | х | | | | х | | | |
9 | Мониторинг качества образования в ОУ: аналитичес кая и диагностическая деятельность, диагностика текущей результатив ности образовательного процесса. | анализ нормативно-правовой базы: ревизия существующих локальных актов и создание новых | х | | | | | | | | | | | х |
организация и проведение мониторинга уровня удовлетворённости образовательными услугами учащимися | | | | х | | | | | х | | | |
организация и проведение мониторинга уровня удовлетворённости образовательными услугами родителями | | | | | х | | | | | х | | |
разработка стратегии и тактики деятельности ОУ по повышению качества образования | | х | х | | | х | х | х | | | х | х |
создание информационно-экспертной системы для сведения, обобщения, анализа и классификации мониторинговых исследований | | | | | х | | | | | | | х |
3