Творческий проект на тему «Создание макета вулкана и ознакомление с вулканом младших школьников»
выполнил: Романов Айтал
ученик 8 «а» класса
руководитель: Потапова Мария Корниловна,
учитель географии
Актуальность. Природные явления нашей планеты Земля должен знать каждый ученик. Восприятие информации о природных явлениях учащимся возможно при проявлении интереса учащихся через собственные проекты. Цель. Формирование представления о вулкане как о явлении природы и сформировать у младших школьников представление о строении и значении вулкана. Задачи: - познакомиться с природным явлением вулканом; - изучить внутреннее строение вулканов; - изучить типы и классификации вулканов; - выяснить какую пользу и вред приносят вулканы; - выяснить причины извержения вулканов; - сделать опыт извержения вулкана в домашних условиях. - объяснить и показать наглядно учащимся начальных классов макет вулкана и ознакомить со строением вулкана. Методы исследования . Изучение различных источников, консультация с руководителем, работа в сети Интернет, изучение различных видеороликов и теленовостей. Объект исследования : Вулканы Гипотеза : предположим, что в домашних условиях, возможно создать макет вулкана и изобразить извержение, что делает восприятие информации более доступной.
Тест
- Знаете ли вы что такое вулкан?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Знаете ли вы для чего планете Земля нужны вулканы?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Знаете ли вы, из чего состоит вулкан?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Известно ли вам, что вулкан можно сделать в домашних условиях?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Интересно было ли вам сделать вулкан самим?
а)Да б)Нет в)Не знаю
1.1. Что такое вулкан?
Вулкан – (от лат. Vulcanus) – эффузивное геологическое образование, имеющая выводное отверстие (жерло, кратер, кальдера) или трещина, из которой лава вулканические газы поступают на поверхность из недр планеты, или поступали ранее.
Классификация вулканов
В мире существует 5 основных типов вулканов:
1. Щитовидные (щитовые) вулканы 2. Шлаковые вулканы
4. Купольные вулканы.
5. Сложные вулканы.
3. Стратовулканы вулканы
1.4. Вред и польза для человека
Вред
Польза
Лавовые потоки (способна сжечь и уничтожить все на своем пути)
Обогащение почвы. (во время извержения вулканов из их кратеров выбрасывается огромное количество пепла, которые оседают на обширных территориях вокруг вершины. В зависимости от химического состава магмы эта зола содержит в себе различные элементы и минералы – диоксид кремния, углекислый газ, диоксид серы, сероводород, хлористый водород. Вместе с пеплом из жерла вылетают кусочки пироксена и полевого шпата, в которых присутствуют железо, магний, калий. Почвы на склонах вулканов и в прилегающих долинах отличаются большой плодородностью.)
Пирокластические потоки (смертельно опасное взрывное вулканическое явление образующая мощнейшие потоки лавы, куда входит пыль, скальные обломки, пепел, раскаленные газы)
Создание островов (эруптивная деятельность вулканов приводит к подъему участков дна в морях и океанах, в результате чего на географической карте планеты появляются новые острова) например: Микронезия, острова Рюкю, Марианские острова и Архипелаг Бисмарка.
Создание островов
Вулканические осадки (представляет осадки в виде пепла. Их происхождение объясняется выбросом тефры (вулканические образования в виде мелких по размерам составляющих) при извержении. Сами осадки не представляют серьезной угрозы для человека, если он находится на безопасном расстоянии.)
Строительные материалы и драгоценные камни (извержение вулканов дарит людям ценные строительные материалы. Вулканический пепел и пемза используются в качестве легкого заполнителя для изготовления цемента, а перлит благодаря его способности к быстрому расширению нередко добавляют в штукатурку. В вулканических породах часто встречаются драгоценные материалы (серебро, золото, медь) и самоцветы (опал, обсидиан, агат).
- Строительные материалы и драгоценные камни
Селевые потоки (образуются в процессе обвалов склонов вулкана, продвигаясь вниз и соединяясь с талыми водами ледников, водными массивами вулканических озер, атмосферными осадками. Отсутствие стремительности и сверхвысоких температур не умоляет разрушительной силы селевых потоков)
Охлаждение планеты (вулканы играют жизненно-важную роль в периодическом охлаждении планеты. Когда пепел и диоксид серы выбрасываются в воздух, они способствуют отражению солнечных лучей обратно в космос и тем самым снижают количество тепловой энергии, поглощаемой атмосферой.)
Вулканические газы. (Извержение вулканов обязательно происходит в сопровождении вулканических газов, обладающих способностью стать смертоносным оружием. Кроме безвредных паров воды в составе вулканических газов может наблюдаться присутствие: углекислого газа; диоксида серы; сероводорода; газообразного фтора; фтористого водорода. Эти вещества, соединяясь между собой способны причинить человеку и его окружению смертельный вред.)
Горячие источники и геотермальная энергия (еще одно преимущество вулканизма – образование геотермальных полей с относительно высоким тепловым потоком. В поля с низкими температурами (+20…+100С) связаны с активной вулканической деятельностью. На этих территориях можно встретить горячие источники, гейзеры, кипящие бассейны грязи, которые часто являются популярными туристическими местами. Но, помимо своей природной красоты, они неоценимы в качестве источника геотермальной энергии. В таких странах, как Кения, Исландия, Новая Зеландия, Филиппины, Коста – Рика, Сальвадор.
1.5. Самые крупные извержения вулканов за последнее время
- Вулкан Суфриер,
Вулкан Ньирагонго,
Вулкан Этна,
Вулкан Мерапи, Остров Ява.
Вулкан Тунгурауа,
2.1. Моделирование вулкана
2.2. Опыт «извержение вулкана при домашних условиях»
Для проведения опыта «извержение вулкана при домашних условиях» я использовал подручные средства, которые имеются в каждом доме, а именно соду, уксус, гуашь красного цвета. Для опыта я положил в отверстие стакана 7 столовых ложек соды и несколько капель гуаши, после чего медленно наливал туда уксус и начал наблюдать. Процесс извержения начался практически моментально, а именно начала выходить из емкости пена красного цвета, наподобие настоящего извержение вулкана.
Вывод:
- С помощью проведенного опыта в домашних условиях, с применением подручных и распространенных средств можно сделать вывод о том, что каждый может сделать такой опыт в домашних условиях, так как сам процесс извержения, на мой взгляд, увлекательный и интересный. Можно представить реальное извержение вулкана, и убедиться, что насколько он завораживающий и в то же время опасный.
Тест
- Знаете ли вы что такое вулкан?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Знаете ли вы для чего планете Земля нужны вулканы?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Знаете ли вы, из чего состоит вулкан?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Известно ли вам, что вулкан можно сделать в домашних условиях?
а)Да б)Нет в)Не знаю
- Интересно было ли вам сделать вулкан самим?
а)Да б)Нет в)Не знаю