План-конспект открытого урока
«Сюжетная многофигурная композиция в интерьере»
по предмету «станковая композиция»
в 4-Б п/п классе
преподавателя МБУ ДО «ЯДХШ» Яровой Е.В.
Цели:
1. Обучающие:
-усвоение композиционных законов при создании многофигурной композиции в интерьере, а также приемов и средств исполнения;
-учиться пользоваться законами линейной и воздушной перспективы;
-учиться находить выразительное тональное решение композиции.
2. Развивающие:
- развитие художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;
- развитие наблюдательности;
- активизация творческого воображения.
3. Воспитывающие:
- воспитание внимания на уроке;
- воспитание самостоятельности и ответственности.
Задачи:
-целенаправленно использовать натурные зарисовки;
-грамотно, конструктивно, пропорционально построить изображение;
-продумать размеры и местоположение, позы, пластику и ритм фигур людей; -«найти» выразительное тональное решение композиции в эскизах.
Оборудование и материалы для преподавателя:
- презентация «Многофигурная жанровая композиция»,
- презентация «Рисунок интерьера в сюжетной композиции»,
- методическое пособие «Пропорции фигуры человека»,
- методическое пособие «Рисунок интерьера во фронтальной перспективе»,
- методическое пособие «Рисунок интерьера в угловой перспективе».
Материалы для учащихся: карандаши разной мягкости, акварельные краски, кисти, 2-3 листа бумаги А-3.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Объявление темы урока (1 мин.).
3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока (3 мин.).
4. Беседа об особенностях построения многофигурной композиции (с демонстрацией презентации на данную тему), анализ работ художников (10 мин.).
5. Беседа об особенностях построения линейной перспективы в интерьере, выборе точки зрения (5 мин.).
5. Самостоятельная работа учащихся: поиск композиционного решения в эскизах линейных и тональных (1час 35 мин).
6. Анализ выполненных работ (20 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
2. Объявление темы урока.
Тема над которой мы будем работать в течении 12 учебных часов - «Создание сюжетной многофигурной композиции в интерьере» (живописное решение).
3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока.
Итак, в ходе работы над этой темой вы углубите знания о композиционных законах, приемах и средствах в многофигурной сюжетной композиции, будете применять знания линейной и воздушной перспективы и в итоге «найдете» выразительное живописное решение.
Поскольку работа над этой темой складывается из многих этапов ( поиск «идеи» (сюжета), сбор материала по выбранной теме (костюмы, интерьер, мебель, культурные обычаи, исторический фон и т.п), поиск композиционной схемы, выполнение натурных зарисовок и поиск пластического решения группы фигур, поиск тонального решения, поиск цветового решения, выполнение работы в формате), то задачи сегодняшнего урока- найти выразительное композиционное и тональное решение (предшествующие этапы вы должны были проработать дома).
4. Изучение нового материала.
1). Введение в тему урока
Прежде всего перед вами встает вопрос поиска самого сюжета композиции… В прошлом художники создавали сюжетные композиции на религиозные темы, обращались к историческим темам, а также «поднимали» вопросы своего времени (воспевая его или, напротив, открывая неприглядную правду)- нравственные, этические, духовные. Перед художниками всегда стояла задача- не только выразить себя, свой внутренний мир, но также- сделать этот мир лучше. Поэтому давайте серьезно отнесемся к выбору сюжета. Пусть ваша картина сделает этот мир лучше.
2). Тестирование знаний учащихся
- Прежде всего, давайте вспомним, что означает термин «композиция» применительно к живописи? Это упорядочение, приведение отдельных компонентов картины во взаимосвязь, установление между ними различных отношений — психологических, пластических, цветовых. Это значит, что отдельные части картины, объединяясь вместе, приобретают новое, большее значение, чем каждая из них имела бы сама по себе.
- Какую задачу художник решает в композиции прежде всего? Раскрытие главной идеи. Т. е. композиция — это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного.
- Каковы основные законы композиции?
Целостность, баланс, соподчинение.
Таким образом картина может стать выразительной, значительной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части органической неразрывной связью. Выделение главного и, что особенно важно, нахождение общего — картины в целом, решение ее образа — это и есть композиция картины.
3). Объяснение новой темы и практическая демонстрация нового материала.
Со стороны особенностей сюжетного построения можно выделить три группы композиций: однофигурные, двухфигурные и многофигурные композиции, в каждой из которых перед художником возникают со стороны сюжетного построения особые задачи.
В многофигурных композициях необходимо решать задачи общения, - во всяком случае, между главными действующими лицами. Иногда общение между главными фигурами можно нарочито выделить в узел композиции, что позволяет сблизить многофигурную композицию с двухфигурной. Действие в окружающей толпе тогда звучит приглушенно, только как следствие или предлагаемое обстоятельство.
Сюжет излагается в многофигурной композиции таким образом, чтобы все фигуры были связаны единым действием. Если же по характеру сюжета в изобразительном изложении должно быть несколько действий, несколько сцен, одно действие должно быть главным и занимать главную часть картины.
Организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи:
• выделение композиционного узла так, чтобы обеспечивалось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;
• расчленение поля такое, чтобы основные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого;
• сохранение целостности поля (и образа), обеспечение постоянного связывания частей с главной частью (композиционным центром).
Основные принципы построения многофигурной композиции:
1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение;
2 – соблюдение закона ограничения (не больше трех) в материале, деталях, цвете, форме;
3 – основа динамичной композиции – неравносторонний треугольник, статичной композиции – симметрия;
4 – группировка большого числа изображений объединением по два-три элемента;
5 – обеспечение свободного пространства между группировками (при плотном сжатии теряется красота отдельных частей композиции);
6 – взаимосвязь между группировками и внутри их за счет линии, пластики, а также обращения одних элементов вполоборота к другим и к зрителю – закон сцены;
7 – достижение объемности, перспективы с помощью цвета, размеров динамики и формы;
8 – соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Композицию могут разрушать следующие факторы:
- разобщенность фигур на листе;
- одинаковое расположение фигур в одних и тех же позах и на одинаковых расстояниях друг от друга;
- если фигуры разномасштабные, а ноги у них находятся на одном уровне;
- если фигуры одномасштабные, но находятся на разном уровне.
Нужно добавить, что в многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины. Взгляд в живописи не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.
Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми.
Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Итак, мы разобрали приемы и средства сюжетной многофигурной композиции. Теперь давайте вспомним, какие виды линейной перспективы мы изучали? Фронтальная (центральная) и угловая перспективы. В первом случае есть 1 точка схода, а во втором- две.)
-Как этот закон действует при построении интерьера? Предметы, находящиеся внутри помещения, подчиняются общим законам перспективы. Линия горизонта в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз. Предметы мебели, стоящие вдоль стен (параллельно им), будут сокращаться в те же точки схода, что и линии стен. В противном случае они будут иметь различные точки схода.
Кроме того, необходимо определить точку зрения, откуда вы покажете зрителям то, что в вашей композиции будет представлено. Самое простое решение — дать возможность зрителю прямо подойти к главному предмету и ради этого предоставить ему в картине центральное место, расположить его в ее середине. На этой основе создано было много прекрасных произведений живописи, особенно в эпоху Возрождения. У Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» главный персонаж, Христос, находится в самой середине композиции. У Рафаэля в «Афинской школе» — два мудрейших грека: Платон и Аристотель.
Однако позднее, особенно в XIX веке, такой подход перестал удовлетворять художников. Их привлекала возможность подвести зрителя к предмету своего внимания окольными путями, чтобы он испытал чувство, будто сам открывает в том или другом событии самое главное. Вот почему многие мастера стали старательно прятать своего героя, располагать его в картине вдали или с края, делать его с первого взгляда незаметным и вместе с тем не лишать возможности зрителя его обнаружить.
У Брейгеля в картине «Падение Икара» этот прославленный герой древнего мифа почти незаметен, зато бросаются в глаза крестьянин и пастух.
Итак, главная точка картины вовсе не обязательно будет находиться в центре. Поскольку главная точка картины — это проекция нашего взгляда, мы можем сами выбирать место, где она будет находиться.
Точно также, мы можем влиять на высоту линии горизонта, и задавать ее высоко или низко, в зависимости от желаемого результата.
Низкий горизонт в истории живописи обычно применялся в парадных портретах, в изображении архитектуры, батальных сцен — везде, где требовалось подчеркнуть величие и монументальность сюжета.
Взгляд сверху вниз (или высокий горизонт), соответственно, дает противоположный эффект.
Прием с использованием разной высоты горизонта настолько же действенный, насколько простой — зритель, глядя на картину, скорее всего не заметит, что горизонт опущен или поднят, но необходимое художнику впечатление останется.
5). Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
В ходе этого этапа напоминаю учащимся, что эскиз строится с общего наброска размещения всего изображаемого, в тесной связи с идейным замыслом раскрытия содержания.
Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты.
Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, постоянно веду индивидуальную и фронтальную работу с учащимися.
6. Индивидуальный анализ выполненной учащимися работы.