СЛАЙД 1 Создание модели внутренней системы оценки качества образования детей с ОВЗ с учетом организационных форм и образовательных потребностей обучающихся.
СЛАЙД 2 Обеспечение специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из приоритетных задач современного российского образования. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.11.2012 г. № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации.
СЛАЙД 3 В соответствии с разными профессиональными подходами к феноменологии понятия «ограниченные возможности здоровья» и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
СЛАЙД 4 Наиболее популярная, классификация В.В. Лебединского.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
СЛАЙД 5 В 2018-2019 учебном году в состав контингента обучающихся школы входили дети с ОВЗ - 57 человек: 25 обучающихся с нарушением интеллекта, умственной отсталостью умеренной степени, 1 ребенок-инвалид по соматическому заболеванию, 31 обучающихся с ЗПР.
СЛАЙД 6 Остановимся на контингенте начальной школы. В состав контингента вошло 20 обучающихся с ОВЗ:
- в 1 классе по коррекционной программе обучаются 1 ребенок с умственной отсталостью умеренной степени;
- во 2 классе по коррекционной программе 2 ребёнка с умственной отсталостью умеренной степени;
- в 3 классе по общеобразовательной программе 1 ребенок – инвалид по соматическому заболеванию;
- по коррекционной программе для обучающихся с ЗПР 6 обучающихся.
- в 4 классе:
- по коррекционной программе обучаются 4 ребенка с нарушением интеллекта, из них 2 ребенка инвалида (опорно-двигательная система),
- по коррекционной программе для обучающихся с ЗПР 6 обучающихся.
В основной школе обучаются 37 детей с ОВЗ. В школе создан малокомплектный коррекционный класс для учащихся с 5-6 классов, где обучаются дети с нарушением интеллекта.
5 класс – 7 чел.
6 класс – 10 чел.;
9 класс – 1 чел.
СЛАЙД 7 Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности. Понятие «особые потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации».
Обозначим круг образовательных потребностей детей с ОВЗ:
• Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.
• Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
• Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило.
• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения - социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации.
• Потребность в построении «обходных путей» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
• Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.
• Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
• Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения. Коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность предметного преподавания, воспитательного воздействия и досуговой деятельности.
• Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами).
СЛАЙД 8
• Потребность в организации доступной образовательной среды.
• Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.
• Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
• Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.
• Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.
СЛАЙД 9 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающиеся с интеллектуальными нарушениями с 1 сентября 2016 года имеют возможность обучаться по ФГОС ОВЗ.
Обучающиеся в нашей школе получают образование в очной форме и в форме индивидуального обучения на дому.
СЛАЙД 10 В ходе реализации ФГОС ОВЗ перед школой возникла проблема, каким образом оценивать качество образования в силу указанного стандарта?
Анализ нормативно-правовой и педагогической литературы, статистических показателей деятельности нашей школы позволили нам разработать положение, регламентирующее функционирование ВСОКО. Надеемся, что данный локальный акт представляет интерес для педагогов, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, занимающими вопросами теории и практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
СЛАЙД 11 Содержание положения представлено пятью разделами, представленными далее.
1. Общие положения.
Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 2 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе (далее – внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, со ст. 2, 28 ФЗ-№ 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в РФ", Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.
Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность образовательных программ с учетом запросов пользователей результатов системы оценки качества образования.
Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в школе являются: учителя, обучающиеся и их родители (законные представители), экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников образовательного учреждения.
Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной итоговой аттестации выпускников;
мониторинга качества образования.
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
промежуточная и итоговая аттестация;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников школы;
посещение уроков и внеклассных мероприятий.
СЛАЙД 12
Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
2.1. Целями ВСОКО являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы школы.
Задачами построения ВСОКО являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющих эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
СЛАЙД 13
Организационная и функциональная структура ВСОКО
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и обоснованием полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методическую службу (школьные методические объединения, проблемная группа педагогов, творческая группа классных руководителей)
3.2. Администрация школы:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование ВСОКО школы, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе адаптированной общеобразовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.3 Методическая служба:
участвует в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формирует предложения по их совершенствованию;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников;
принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
СЛАЙД 14
Реализация ВСОКО
4.1. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются каждый учебный год.
4.2. Объектами оценки качества образования являются:
качество образовательных результатов;
качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;
качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников:
мониторинг образовательных и личностных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения, в т. ч. результатов промежуточной и итоговой аттестации;
учет творческих и спортивных достижений, обучающихся;
результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчетная документация работников школы;
результаты социологических исследований;
результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные не противоречащие действующему законодательству источники информации.
4.4. Оценка качества образования осуществляется на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования:
качество образовательных результатов;
качество образовательного процесса;
качество образовательных условий:
Таблица 1
Объект исследования | Критерии оценки | Показатели, ед. измерения | Инструментарий | Ответственные лица |
удовлетворительно | неудовлетворительно |
Качество образовательных результатов | Реализация учебного плана | 100% | Менее 100% | Отчеты педагогических работников, статистические данные, справки по итогам внутришкольного контроля и пр. | Заместитель директора по УВР |
Доля выпускников , получивших документы об образовании (обучении) от общего количества | 95%-100% | Менее 95 % |
Охват обучающихся, нуждающихся в проведении коррекционно-развивающих занятий, в т.ч. логопедических, дефектологических, психологических, ЛФК и пр. | 100% | Менее 100% |
Охват обучающихся занятиями дополнительным образованием на уровне школы от общего количества | 50%-100% | Менее 50% |
Доля учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах. конкурсах, спортивных соревнованиях на уровне школы и района от общего количества | 50%-100% | Менее 50% |
| Наличие среди обучающихся участников и победителей (призеров) конкурсов, олимпиад, соревнований пр. федерального и международного уровня | наличие | отсутствие |
Доля выпускников школы, продолживших обучение в профессиональных организациях от общего количества | 90%-100% | Менее 90% | Статистические данные (справки с места учебы) | Классные руководители |
Доля обучающихся совершивших правонарушения во время пребывания в школе от общего количества | 0%-5% | Более 5% | Статистические данные | Классные руководители |
Качество программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработка и реализация адаптированной общеобразовательной программы в соответствии с установленными требованиями | наличие | отсутствие | Анализ программ, справки по итогам контроля | Заместитель директора по УВР. Руководители школьных методических объединений, Педагогические работники |
Наличие рабочих программ по предметам, оформленных в соответствии с установленными требованиями | 100% | Менее 100% |
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (программ) в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся | наличие | отсутствие |
Качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, безопасность, условия комфортности получения образования. материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года | 95%-100% | Менее 95% | Статистические данные | Директор |
Отсутствие несчастных случаев среди обучающихся во время образовательного процесса | отсутствие | наличие | Статистические данные, материалы расследования несчастных случаев | Педагогические работники |
Отсутствие случаев заболеваемости среди обучающихся во время образовательного процесса, связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических требований | отсутствие | наличие | Статистические данные, медицинская документация | Медицинский работник |
Доля обучающихся (1,5-х классов) успешно прошедших адаптацию от общего количества обучающихся указанных классах | 90-100% | Менее 90% | Статистические данные | Педагог-психолог |
Укомплектованность педагогическими кадрами | 100%; | Менее 100% | Статистические данные | Директор |
Ежегодное повышение квалификации педагогических работников посредством прохождения курсов от общего числа | 35% | Менее 35% |
Удовлетворение педагогическими работниками условиями работы от общего количества | 90% - 100% | Менее 90% | Результаты анкетирования | Руководители школьных методических объединений |
Наличие и работа органов коллегиального управления, в т.ч. представляющих интересы педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с Уставом школы | наличие | отсутствие | Локальные акты. Регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления. Результаты работы педагогического совета, Совета школы (протоколы заседаний., информация о проведенных мероприятиях и пр.) | Директор |
Наличие положительных отзывов о деятельности школы в средствах массовой информации | наличие | отсутствие | Статистические данные | Директор |
Отсутствие жалоб о ненадлежащем оказании образовательных услуг | отсутствие | наличие | Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов | Директор |
Обеспечение образовательного процесса помещениями в соответствии с установленными требованиями | наличие | отсутствие | Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов, и др. | Директор |
Обеспечение образовательного процесса дидактическими и техническими средствами обучения в соответствии с установленными требованиями | наличие | отсутствие |
Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями в соответствии с установленными требованиями | наличие | отсутствие |
СЛАЙД 15
Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Результаты оценки качества образования оформляются в виде справки ответственными лицами, в конце каждого учебного года и включаются в отчет самообследования образовательной организации.