СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание модели внутренней системы оценки качества образования детей с ОВЗ с учетом организационных форм и образовательных потребностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из приоритетных задач современного российского образования. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.11.2012 г. № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Создание модели внутренней системы оценки качества образования детей с ОВЗ с учетом организационных форм и образовательных потребностей обучающихся»

СЛАЙД 1 Создание модели внутренней системы оценки качества образования детей с ОВЗ с учетом организационных форм и образовательных потребностей обучающихся.

СЛАЙД 2 Обеспечение специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из приоритетных задач современного российского образования. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.11.2012 г. № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации.

СЛАЙД 3 В соответствии с разными профессиональными подходами к феноменологии понятия «ограниченные возможности здоровья» и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

СЛАЙД 4 Наиболее популярная, классификация В.В. Лебединского.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

СЛАЙД 5 В 2018-2019 учебном году в состав контингента обучающихся школы входили дети с ОВЗ - 57 человек: 25 обучающихся с нарушением интеллекта, умственной отсталостью умеренной степени, 1 ребенок-инвалид по соматическому заболеванию, 31 обучающихся с ЗПР.

СЛАЙД 6 Остановимся на контингенте начальной школы. В состав контингента вошло 20 обучающихся с ОВЗ:

- в 1 классе по коррекционной программе обучаются 1 ребенок с умственной отсталостью умеренной степени;

- во 2 классе по коррекционной программе 2 ребёнка с умственной отсталостью умеренной степени;

- в 3 классе по общеобразовательной программе 1 ребенок – инвалид по соматическому заболеванию;

- по коррекционной программе для обучающихся с ЗПР 6 обучающихся.

- в 4 классе:

- по коррекционной программе обучаются 4 ребенка с нарушением интеллекта, из них 2 ребенка инвалида (опорно-двигательная система),

- по коррекционной программе для обучающихся с ЗПР 6 обучающихся.

В основной школе обучаются 37 детей с ОВЗ. В школе создан малокомплектный коррекционный класс для учащихся с 5-6 классов, где обучаются дети с нарушением интеллекта.

5 класс – 7 чел.

6 класс – 10 чел.;

9 класс – 1 чел.

СЛАЙД 7 Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности. Понятие «особые потребности» ставит на передний план педагогические решения, связанные с самим ребенком, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации».

Обозначим круг образовательных потребностей детей с ОВЗ:

• Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.

• Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

• Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило.

• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения - социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации.

• Потребность в построении «обходных путей» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.

• Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.

• Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.

• Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения. Коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность предметного преподавания, воспитательного воздействия и досуговой деятельности.

• Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами).

СЛАЙД 8

• Потребность в организации доступной образовательной среды.

• Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.

• Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

• Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.

• Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.

СЛАЙД 9 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающиеся с интеллектуальными нарушениями с 1 сентября 2016 года имеют возможность обучаться по ФГОС ОВЗ.

Обучающиеся в нашей школе получают образование в очной форме и в форме индивидуального обучения на дому.

СЛАЙД 10 В ходе реализации ФГОС ОВЗ перед школой возникла проблема, каким образом оценивать качество образования в силу указанного стандарта?

Анализ нормативно-правовой и педагогической литературы, статистических показателей деятельности нашей школы позволили нам разработать положение, регламентирующее функционирование ВСОКО. Надеемся, что данный локальный акт представляет интерес для педагогов, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, занимающими вопросами теории и практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

СЛАЙД 11 Содержание положения представлено пятью разделами, представленными далее.










1. Общие положения.

    1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 2 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе (далее – внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.

    2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, со ст. 2, 28 ФЗ-№ 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в РФ", Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.

    3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность образовательных программ с учетом запросов пользователей результатов системы оценки качества образования.

    4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в школе являются: учителя, обучающиеся и их родители (законные представители), экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников образовательного учреждения.

    5. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

    6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

    7. В настоящем Положении используются следующие термины:

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;

  • общественной экспертизы качества образования;

  • лицензирования;

  • государственной итоговой аттестации выпускников;

  • мониторинга качества образования.

1.9. В качестве источников  данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;

  • промежуточная и итоговая аттестация;

  • мониторинговые исследования;

  • социологические опросы;

  • отчеты работников школы;

  • посещение уроков и внеклассных мероприятий.

СЛАЙД 12

  1. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО

2.1. Целями ВСОКО являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в  школе;

  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

  • прогнозирование развития образовательной системы школы.

    1. Задачами построения ВСОКО являются:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющих эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;

  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

  • обеспечение доступности качественного образования;

  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

  • выявление факторов, влияющих на качество образования;

  • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;

  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

  • расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 

2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

  • рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

СЛАЙД 13

  1. Организационная и функциональная структура ВСОКО

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и обоснованием полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методическую службу (школьные методические объединения, проблемная группа педагогов, творческая группа классных руководителей) 

3.2. Администрация  школы:

  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;

  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование ВСОКО школы, участвует в этих мероприятиях;  

  • обеспечивает на основе адаптированной общеобразовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

  • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);

  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;

3.3 Методическая служба:

  • участвует в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

  • участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

  • содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

  • проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся  и формирует предложения по их совершенствованию;

  • готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 

 3.4. Педагогический совет школы:

  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников;

  • принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года.

СЛАЙД 14

  1. Реализация ВСОКО

4.1. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются каждый учебный год.

4.2. Объектами оценки качества образования являются:

          качество образовательных результатов;

          качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;

          качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников:

          мониторинг образовательных и личностных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения, в т. ч. результатов промежуточной и итоговой аттестации;

          учет творческих и спортивных достижений, обучающихся;

          результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчетная документация работников школы;

          результаты социологических исследований;

          результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные не противоречащие действующему законодательству источники информации.

4.4. Оценка качества образования осуществляется на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования:

          качество образовательных результатов;

          качество образовательного процесса;

          качество образовательных условий:






Таблица 1

Объект исследования

Критерии оценки

Показатели, ед. измерения

Инструментарий

Ответственные лица

удовлетворительно

неудовлетворительно

Качество образовательных результатов

Реализация учебного плана

100%

Менее 100%

Отчеты педагогических работников, статистические данные, справки по итогам внутришкольного контроля и пр.

Заместитель директора по УВР

Доля выпускников , получивших документы об образовании (обучении) от общего количества

95%-100%

Менее 95 %

Охват обучающихся, нуждающихся в проведении коррекционно-развивающих занятий, в т.ч. логопедических, дефектологических, психологических, ЛФК и пр.

100%

Менее 100%

Охват обучающихся занятиями дополнительным образованием на уровне школы от общего количества

50%-100%

Менее 50%

Доля учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах. конкурсах, спортивных соревнованиях на уровне школы и района от общего количества

50%-100%

Менее 50%


Наличие среди обучающихся участников и победителей (призеров) конкурсов, олимпиад, соревнований пр. федерального и международного уровня

наличие

отсутствие

Доля выпускников школы, продолживших обучение в профессиональных организациях от общего количества

90%-100%

Менее 90%

Статистические данные (справки с места учебы)

Классные руководители

Доля обучающихся совершивших правонарушения во время пребывания в школе от общего

количества

0%-5%

Более 5%

Статистические данные

Классные руководители

Качество программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработка и реализация адаптированной общеобразовательной программы в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Анализ программ, справки по итогам контроля

Заместитель директора по УВР. Руководители школьных методических объединений, Педагогические работники

Наличие рабочих программ по предметам, оформленных в соответствии с установленными требованиями

100%

Менее 100%

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (программ) в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся

наличие

отсутствие

Качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, безопасность, условия комфортности получения образования. материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года

95%-100%

Менее 95%

Статистические данные

Директор

Отсутствие несчастных случаев среди обучающихся во время образовательного процесса

отсутствие

наличие

Статистические данные, материалы расследования несчастных случаев

Педагогические работники

Отсутствие случаев заболеваемости среди обучающихся во время образовательного процесса, связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических требований

отсутствие

наличие

Статистические данные, медицинская документация

Медицинский работник

Доля обучающихся (1,5-х классов) успешно прошедших адаптацию от общего количества обучающихся указанных классах

90-100%

Менее 90%

Статистические данные

Педагог-психолог

Укомплектованность педагогическими кадрами

100%;

Менее 100%

Статистические данные

Директор

Ежегодное повышение квалификации педагогических работников посредством прохождения курсов от общего числа

35%

Менее 35%

Удовлетворение педагогическими работниками условиями работы от общего количества

90% - 100%

Менее 90%

Результаты анкетирования

Руководители школьных методических объединений

Наличие и работа органов коллегиального управления, в т.ч. представляющих интересы педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с Уставом школы

наличие

отсутствие

Локальные акты. Регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления. Результаты работы педагогического совета, Совета школы (протоколы заседаний., информация о проведенных мероприятиях и пр.)

Директор

Наличие положительных отзывов о деятельности школы в средствах массовой информации

наличие

отсутствие

Статистические данные

Директор

Отсутствие жалоб о ненадлежащем оказании образовательных услуг

отсутствие

наличие

Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов

Директор

Обеспечение образовательного процесса помещениями в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов, и др.

Директор

Обеспечение образовательного процесса дидактическими и техническими средствами обучения в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

СЛАЙД 15

     

  1. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Результаты оценки качества образования оформляются в виде справки ответственными лицами, в конце каждого учебного года и включаются в отчет самообследования образовательной организации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!