Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
СОЗДАНИЕ ПАРКА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Проект
Выполнила: ученица 9 класса «В» Сухорукова Софья Федоровна |
Абакан, 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Маломобильные группы населения: сущность понятия, категории…………………………………………………………………………..5
Проблемы маломобильных групп населения………………………..8
Анализ парков города Абакана……………………………………..11
Разработка проекта парка для маломобильных групп населения города Абакана………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Приложение 1…………………………………………………………………….18
Приложение 2…………………………………………………………………….19
Приложение 3…………………………………………………………………….20
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества, на почве эволюции российских городов, особую актуальность приобретает исследование доступности городской среды для маломобильных групп населения. Еще несколько десятилетий назад в градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для людей с ограниченными возможностями, не была популярна. Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного пространства становится альтернативой процессам урбанизации.
За последние годы все больше внимания уделяется озеленения городов, расширению парковых зон, возрастает значение ландшафтной архитектуры в градостроительстве. В связи с последними тенденциями развития городского пространства все больше уделяется внимания социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. На территории столицы Республики Хакасия города Абакана активно ведется ремонт и реконструкция объектов благоустройства и озеленения с целью создания безбарьерного и травмобезопасного передвижения лиц маломобильных групп населения, но не везде это осуществляется и не все знают о потребностях людей данной категории.
Цель проекта: разработать эскиз парка для маломобильных групп населения.
Объект: создание комфортных условий для маломобильных групп населения.
Предмет: создание комфортных условий в условиях городского парка для маломобильных групп населения города Абакана.
Задачи:
Рассмотреть сущность понятия и категории маломобильных групп населения.
Изучить проблемы маломобильных групп населения.
Провести анализ парков города Абакана.
Разработать проект парка для маломобильных групп населения города Абакана.
1. Маломобильные группы населения: сущность понятия, категории
Любое развитие человека детерминировано общими объективными законами, регулирующими периоды и этапы развития человеческого организма, объединения специфических анатомических и функциональных его особенностей, процессы количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем человека.
Наряду с общими тенденциями развития человека имеют место специфические различия, связанные с различными нарушениями в развитии. Люди, имеющие нарушения в развитии, относятся к категории людей с ограниченными возможностями и одновременно к маломобильной группе населения. К данной категории могут принадлежать и просто люди, временно лишенные возможности полноценно передвигаться.
Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве.
К маломобильным группам населения относятся люди с ограниченными возможностями, лица преклонного возраста (60 лет и старше), беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста.
Под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
- недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
- ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Согласно Федеральному Закону РФ «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ к категории людей с ограниченными возможностями относятся люди, имеющие:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничения жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
К маломобильной категории граждан относятся пенсионеры в возрасте от 60 лет и старше. В связи с тем, что у пожилых людей кости являются хрупкими, они более подвержены переломам, а распространенной травмой, которая часто встречается в пожилом возрасте, является перелом шейки бедра. Среди пожилых людей процент инвалидов значительно выше, так как они подвержены заболеваниям. Даже если пенсионер не оформил инвалидность, у него могут быть заболевания, ограничивающие его возможности передвижения. В этом случае используются вспомогательные средства, такие как трость или костыли, скорость передвижения с которыми значительно меньше.
К категории маломобильных групп населения относятся беременные женщины. Беременность является серьезной нагрузкой на организм женщины. Женщины в период беременности становятся неуклюжими, малоподвижными, особенно на больших сроках.
К маломобильной группе населения также относятся дети, особенно дети дошкольного возраста. Маломобильность детей дошкольного возраста объясняется тем, что они или еще не научились ходить или не могут полноценно ориентироваться в пространстве без помощи родителей. Маломобильность детей также объясняется их не внимательностью.
Итак, к маломобильным группам населения относятся люди, которые испытывают различные трудности в своей жизнедеятельности (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста).
2. Проблемы маломобильных групп населения
Люди с ограниченными возможностями имеют специфические физиологические особенности. Например, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют разнообразные врожденные и рано приобретенные заболевания. Часть людей с данной патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности, но все они нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Люди с ограниченными возможностями, имеющие нарушения зрения, характеризуются неспособностью к инстинктивному физиологическому акту видения. По причине плохого зрения для человека сразу же возникают опасности в окружающем мире – это столкновения и падения на тротуаре, опасности на автомобильных дорогах и т.д.
Также к категории людей с ограниченными возможностями относятся люди с нарушениями слуха. Эта патология затрудняет процесс общения и восприятие звуков окружающей среды, что также представляет затруднения для социальной адаптации.
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, имеют специфические особенности не только в физиологическом развитии, но и в адаптации к среде, жизни в обществе, в силу различных затруднений.
Для беременных женщин противопоказаны любые физические нагрузки, сопровождающиеся сотрясением тела, вибрацией, поднятием тяжестей, риском падения, ударов. В связи с этим стоит отметить, что для беременных женщин также важна комфортность передвижения в условиях города.
Наиболее типичными из «особых» потребностей маломобильных групп населения являются восстановление нарушенных способностей к различным видам деятельности, возможность передвижения, общение с другими людьми, свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и других сфер, возможность получать знания, получение образования, возможность трудоустройства, комфортные бытовые условия, социально-психологическая адаптация, материальная поддержка.
Невозможность удовлетворения потребностей порождают у людей с ограниченными возможностями большое количество разнообразных проблем в различных сферах. В современных условиях можно выделить несколько наиболее острых проблем: социально-бытовые, психологические, проблемы в получении образования и проблемы трудоустройства.
Основная проблема людей из маломобильных групп населения – это невозможность самостоятельного передвижения. Много ли пандусов или хотя бы кнопок вызова можно увидеть у входа в магазины, образовательные и другие учреждения?
Средства по обеспечению доступа для маломобильных групп населения имеются в единичных случаях, а по закону должны быть во всех. Многие собственники помещений считают, что это слишком дорого и бесполезно. Окружающая среда должна быть полностью доступной для того, чтобы маломобильные группы населения не испытывали трудностей ни в чем – ни при покупке товаров в магазине, ни при получении образования, ни при устройстве на работу, ни в путешествиях или просто поездках по городу по своим делам.
Многие города России не достаточно приспособлены для беспрепятственного передвижения людей из маломобильных групп населения: многие не могут выйти из дома и, как остальные сограждане, выбрать, на чем ехать, зайти в ближайший магазин, пойти в кино и т.д. При всем этом разнообразии многие люди с ограниченными возможностями, хотя и имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, не могут самостоятельно им пользоваться. Этому препятствуют ступени, отсутствие пандусов и поручней, подъемников, большое расстояние от платформы до входа в вагон, узкие двери и турникеты, отсутствие крупных и контрастных указателей и еще многое, что превращает поездку в опасное приключение.
Конечно, постепенно ситуация улучшается, например, за последние несколько лет в городах появились низкопольные трамваи, автобусы и троллейбусы. Но помимо этого пандус в транспорт должен быть оснащён специальный устройством для его откидывания.
Многие лестницы оборудованы швеллерами (двумя рельсами), однако пользоваться ими очень неудобно. Ширина «рельсов», положенных поверх ступеней, не подходит под все стандарты существующих колясок: инвалидных, детских, сумок-колясок (расстояние между колесами может быть больше или меньше ширины швеллеров). Часто эти пологие спуски оборудованы перилами только с одной стороны, что не позволяет колясочникам пользоваться ими самостоятельно. Также на практике часто выходит, что угол пандуса, предназначенного для подъёма людей с ограниченными возможностями слишком большой, что делает невозможным
самостоятельное продвижение по нему.
Итак, наряду с различными проблемами людей маломобильных групп населения в различных сферах (социально-бытовые, психологические, адаптационные и т.д.) важной проблемой людей данной категории является проблема самостоятельного передвижения.
3. Анализ парков города Абакана
Парк – это предназначенная для отдыха и прогулок открытая озеленённая территория, с продуманным ландшафтным дизайном, подчиняющимся рельефу местности. Как правило, парки содержатся государством (чистка водоёмов, уборка территории, оформление деревьев и кустарников) и предоставляются для отдыха всем желающим.
Парковое искусство зародилось в Китае (Сучжоу), а затем в эпоху барокко было привнесено во Францию (регулярный парк). В XVIII веке на волне романтизма появился пейзажный парк. Общедоступные городские парки появились в Европе только в начале XIX века. Одним из первых таких парков стал Английский парк в Мюнхене.
В нашем городе Абакане функционирует три больших парка – Преображенский, Черногорский и Комсомольский.
Парк «Преображенский» – это одно из самых красивых мест в городе Абакане. Зелёные насаждения, прекрасные фонтаны, чистые пруды, уютные лавочки и извилистые дорожки делают этот парк привлекательным не только для местных жителей, но и для гостей города. Парк располагается сразу за Спасо-Преображенским кафедральным собором. На территории Преображенского паркового комплекса находится Парк топиарного искусства (см. Приложение 1).
В центре города находится Черногорский парк (в честь города-спутника). В нём стоит обелиск 50-летия образования Хакасской автономной области (которое отмечалось в 1980 году). По бокам два барельефа. Один посвящён рабочим и крестьянам, в середине –шахтёры. Второй барельеф посвящён культуре и спорту (см. Приложение 1).
Комсомольский парк в Абакане расположен на перекрестке улиц Ломоносова и Аскизской. Это относительно новый парк, который сильно разросся в последние годы. Здесь проводят концерты и городские праздники. Впервые за долгое время в этой части города появился парк, в котором можно хорошо проводить время, прогуливаясь с детьми. Буквально во всем заметно, что архитекторы парка ориентировались на отдых с детьми. В парке установлены многочисленные памятники персонажам детских сказок, игровые площадки и аттракционы, многочисленные зеленые насаждения (см. Приложение 1).
В Таблице 1 представлен сравнительный анализ перечисленных парков.
Таблица 1- Сравнительный анализ парков города Абакана
Парк | Достоинства | Недостатки |
Преображенский | Наличие игровых площадок и аттракционов, спортивных тренажеров, много скамеек, хорошее освещение в вечернее время. Контрастная, по отношению к городу, архитектурно-художественная обстановка, живописные группы деревьев и кустарников. Создание условий для безбарьерного и травмобезопасного передвижения лиц с ограниченными возможностями. Предоставление услуг торговли, муниципальными предприятиями (мороженое, напитки и т.д.), есть фонтан, хороший асфальт | |
Черногорский | Расположен в центре города, достаточно озеленен, есть фонтан | Мало игровых площадок и аттракционов, нет спортивных тренажеров, плохое освещение в вечернее время, не предоставлены услуги торговли. Нет условий для безбарьерного и травмобезопасного передвижения лиц с ограниченными возможностями, плохой асфальт |
Комсомольский | Большое количество игровых площадок и аттракционов, спортивных тренажеров. Хорошее освещение в вечернее время. Создание условий для безбарьерного, травмобезопасного передвижения лиц с ОВ, есть фонтан, хороший асфальт | |
Итак, мы рассмотрели и сравнили Преображенский, Черногорский и Комсомольский парки города Абакана и выявили, что самым безбарьерным и травмобезопасным для передвижения лиц маломобильных групп населения является Преображенский парк.
4. Разработка проекта парка для маломобильных групп населения города Абакана
В городе Абакане, как в развивающемся и строящемся городе, по нашему мнению, хороших парков мало. У нас есть районы, где идёт активное строительство. Можно запроектировать парк, соответствующий всем условиям и подходящий для всех людей. Поэтому мы представляем свой эскиз, в котором учтены все плюсы выше представленных парков.
Начнём с того, что парк размером 22х30 метров вмещает в себя примерно от 135 до 300 человек. Он сделан специально для маломобильных групп населения, но его могут посещать и остальные.
В нём размещены 3 развлекательные зоны.
Первая – это творческий уголок размером 4х8 метров, где все люди смогут расслабиться и сделать какие-то поделки своими руками. Там также будут проводиться мастер классы для молодого поколения.
Второе – это площадка размером 5-7 метров для детей, где они будут проводить большую часть своего времени. Будет предусмотрено специальное мягкое покрытие для большей безопасности.
Третье – это самое тихое место в этом парке. Специальная зона для шахматистов размером 4х6 метров, где абсолютно все люди разных возрастов смогут испытать свои знания. В данном месте будет предусмотрена специальная звукоизоляция для большей сосредоточенности. Также в нашем парке есть самое красивое место для отдыха – это беседка с красивым видом на весь парк.
Как и в обычных парках, здесь имеются два туалета 4х3 метров около входа. Они обустроены так, что люди с ограниченными возможностями на колясках без проблем могут заехать. Хотелось бы ещё отметить про особенность нашего парка – сцена размером 3х8 метров, где люди смогут показать свои таланты, от вокала до танцев. Также в нашем парке имеется большой фонтан до 4 метров в диаметре, со скамейками вокруг, где люди с умиротворением смогут отдохнуть.
Также в парке имеются малые архитектурные формы – ландшафтные светильники (см. Приложение 2), вазоны, урны, беседки, парковые скамьи, живая изгородь, перголы (конструкция с навесной крышей). На детской площадке расположены качели, горка, песочница, световой фонтан, шведская стенка, уличный музыкальный инструмент, на котором может поиграть каждый желающий.
Теперь об озеленении парка – здесь будут выращиваться около 50 деревьев, такие как ель, каштан, а также такие кустарники как сирень и шиповник. Также большую часть нашего парка будет занимать газон, по которому смогут ходить люди. Дизайн данного парка представлен в Приложении 3.
Заключение
Проведена работа с целью разработки эскиза парка для маломобильных групп населения.
Рассмотрены сущность понятия и категории маломобильных групп населения.
Изучены проблемы маломобильных групп населения.
Проведен анализ парков города Абакана, их размещение и возможности посещения для маломобильных групп населения.
Разработан проект (эскиз и описание) парка для маломобильных групп населения города Абакана.
Таким образом, цель работы достигнута и решены поставленные задачи.
Список использованной литературы
Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический проект, 2003. – 240 с.
Морозов А.И. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов / А.И.Морозов. – М., 2008. – 179 с.
Орлов А.П. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде / А.П. Орлов // Молодой ученый. – 2012 . – № 8. – С. 58.
Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М., 2008. – 179 с.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 – 2020 годы» [Электронный ресурс].
Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс].
Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы / Под ред. М.В. Фирсова. – М.: Академический Проект, 2010. – 512 с.
https://yandex.ru/collections/user/uid-pbkdz6n7/samye-krasivye-parki-mira/.
https://wikiway.com/dostoprimechatelnosti/gorodskie-parki/.
http://www.lookatme.ru/flow/posts/arcitecture-radar/126209-7-luchshih-gorodskih-parkov-v-mire.
Приложение 1
Рисунок 1. Абаканский парк «Преображенский» |
Рисунок 2. Черногорский парк в городе Абакане |
Рисунок 3. Комсомольский парк в городе Абакане |
Приложение 2
Рисунок 4. Фонтан | Рисунок 5. Уличные музыкальные инструменты |
Рисунок 6. Уличные музыкальные инструменты | Рисунок 7. Уличные музыкальные инструменты |
Рисунок 8. Ландшафтные светильники | Рисунок 9. Уличные музыкальные инструменты |
Приложение 3
Рисунок 10. Эскиз парка для маломобильных групп населения и условные обозначения
24