СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из опыта работы по созданию предметно-пространственной среды в группах слабослышащих дошкольников.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДА
В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Попова Г.М., воспитатель
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат 23 №»
Одной из основных задач создания развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольной организации считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Для нашего учреждения познавательно-речевое развитие является главной задачей, поэтому внимание к предметно-пространственной среде особое. Предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление групп, спален, раздевалок. Во всех четырех группах дошкольного отделения создана развивающая среда и в последний год дополнена в соответствии с сегодняшними требованиями.
Вся площадь группы условно поделена на игровые зоны.
Одной из самых главных и интересных для детей является зона игровой деятельности. В каждой группе имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов, помогающих отразить социальный быт (мебель, посуда, орудия труда, куклы, фигурки животных, предметы-заместители. Сюжеты, которые дети могут развернуть в этом центре, разнообразны: «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды), «Детский сад», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Гараж», и т.д.
Во всех группах созданы зоны ПДД, содержат они не только наглядно-демонстрационный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Хорошим дидактическим пособием служит стол с разметкой улиц, где дети разворачивают свои сюжеты; наборы машинок, знаков, фигурки человечков, малый строительный материал. И, конечно, дидактические игры: «Советы светофора», «Уроки безопасности», «Дорожные знаки» и другие.
Зона труда и уголок дежурства. По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие: дежурство в столовой, подготовка к занятиям, дежурство в уголке природы. В уголке дежурного оформлен стенд «Мы дежурим», здесь находится всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Дежурный по подготовке к занятиям помогает раздать детям клеенку, баночки для воды, кисточки, клей, которые находятся в доступном для детей месте.
Работа в зоне патриотического воспитания направлена на воспитание патриотического и интернационального чувства, любви и уважения к нашей Родине и помогает накапливать представления о семье, о стране, о крае, об истории родного города, в котором они проживают.
Зона уединения. С целью обеспечения психологического комфорта в группах создаются специальные уголки уединения, или зоны релаксации. Они предназначены для успокоения и расслабления, где ребенок может удобно устроиться на диване или в кресле, спокойно посидеть, снять напряжение, понаблюдать за своими друзьями или просто отдохнуть.
Зона познавательно-исследовательской деятельности дошкольников реализуется в уголке природы, где созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней. В нём размещены живые цветы, календарь погоды; муляжи фруктов и овощей; демонстрационный материал: «Перелётные птицы», «Дикие и домашние животные», «Времена года», и др.
Здесь же отображается тема недели, расположены материалы для наблюдений и экспериментирования: весы, микроскопы, емкости с сыпучим, жидким, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов. Составлена картотека опытов, есть инструкции, алгоритмы, схемы, дидактические игры.
Строительно-конструктивные игры помогают детям закреплять навыки конструктивной деятельности, учат планировать процесс создания постройки. Здесь находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор - лего, автодорога, конструктор «Смешарики»; схемы, альбомы моделей построек.
В зоне художественной литературы представлены книги в соответствии с АОП и тематическим планированием: сказки, стихи, фольклорные сборники, любимые книги детей, книги, которые дети приносят из дома, книжки-малышки. Рассматривание и чтение помогает развивать познавательные и творческие способности
В зоне музыки и театра собраны разнообразные театры: теневой, пальчиковый, перчаточный театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, деревянный театр и др. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.
Музыкальные инструменты, собранные здесь, дают возможность детям самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Деятельность в зоне изобразительного творчества позволяет ребенку отразить в изображаемых образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Здесь расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, стеки, пластилин, неоформленный материал: листья, ватные палочки, и т.д.).
Во всех группах размещены информационные стенды с табличками. Таблички выкладываем тематические: по лексической теме, таблички с основными инструкциями: «Иди, сядь, спасибо, хорошо, можно. Будем заниматься. Будем слушать. Будем играть» (фото).
Это развивающие зоны, которые в том или ином варианте существовали давно, а в последний год были систематизированы и дополнены.
В этом же году в наших группах созданы новые зоны: «Мы слушаем» и «Мы говорим. Около каждого кабинета учителя-дефектолога появились уголки «Мы говорим». Здесь собраны дидактические материалы, игры, способствующие развитию активной речи и слухового восприятия детей.
Ещё в этом году появилась зона эмоций. Она помогает войти детям в мир эмоций, сказать себе и окружающим: «Мне плохо, я злюсь, я радуюсь, я доволен». Здесь ребенок учится понимать и оценивать не только свое состояние и состояние окружающих, но и учит успокаивать свои негативные эмоции.
Многие развивающие зоны расположены по периметру групповой комнаты в свободном доступе для детей на открытых полках в контейнерах без крышек. То есть, большая часть игровой среды доступна всем детям.
Каждую неделю меняется их наполняемость в зависимости от лексической темы, чтобы дети знакомились с новыми предметами. Это позволяет заинтересоваться новой игрушкой или уже «забытой старой». Таким образом, основные требования к развивающей среде выполняемы: она безопасна и эстетична, вариативна и насыщена.
Два других требования выполняются частично в силу неоднородности контингента воспитанников. В одной группе могут находиться дети с разными нарушениями здоровья: не только с нарушениями слуха, но и с задержками нервно-психического развития, многие их которых не могут самостоятельно разворачивать игру, а игровые атрибуты (к дидактической игре, например) используют не по назначению. Поэтому часть материалов размещена в закрытых шкафах. По этой же причине не всегда можно выполнять требование полифункциональности среды, что предполагает разнообразное использование, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм. Это, конечно, отдельные случаи, а, в целом, мы стремимся создать такую развивающую среду, в которой каждый ребёнок находит себе занятие по интересу, и которая развивает его индивидуальность.