Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области», структурное подразделение: Детский сад «Аленушка»
СоЗдание предметно – раЗвивающей среды для раЗВИТИЯ ИССлЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Выполнила: воспитатель
разновозрастной группы «Капелька» Туренко В. И .
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование - это деятельность , которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Цель :
- развитие познавательных процессов
- развитие потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- Задачи :
- вызвать у детей интерес к поисковой деятельности
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира
- развивать личностные качества ребёнка, такие как любознательность, наблюдательность.
Одно из важных условий воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды .
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ходе эксперимента создаются ситуации , которые ребенок разрешает с помощью проведения опыта и , анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В каждой группе детского сада необходим центр экспериментирования .
Задачи центра :
- развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; первичных естественнонаучных представлений , любознательности, активности.
- формирование умений комплексно обследовать предмет .
В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены следующие места :
- хранения материалов (природного, «бросового» )
- проведения опытов
- неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
- место, где размещают различные предметы : (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
И необходимо дополнительное оборудование :
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов .
- карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента .
В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом . Они очень просты и легко запоминаются :
- бери только нужные для работы материалы ;
- работай с сыпучими материалами, с водой;
- пробовать на вкус вещество можно только под присмотром взрослого;
- любить порядок : клади на место все материалы по окончании работы .
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию можно проводить со 2-й младшей группы.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию .
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации : утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы : воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет , то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Мы проводим следующие эксперименты : «Лепим колобки», где дети получают представле - ния о том , что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
«Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет , то появится тень. «Разноцветные льдинки» даем представление о том , что лед это замороженная вода и др.
В этом возрасте в экспериментировании ставиться цель опыта , помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Необходимо постепенно привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий : "Что получится, если мы подуем на одуванчик?« «Легко ли рвётся бумага?»
Затем совместно делаем выводы.
Дети учатся подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.
В результате создания предметно-развивающей среды для экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении и организация экспериментальной деятельности , можно сделать вывод, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Спасибо за внимание!!!