| Фарвазова Эльмира Салиховна учитель химии и биологии ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина» г. Нижнекамск, Республика Татарстан |
Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт поэт XVII века
Создание проблемных ситуаций на уроках химии и биологии: путь к активному познанию.
Проблемное обучение не только углубляет понимание предмета, но и развивает навыки самостоятельного обучения, анализа данных и коммуникации. Ученики учатся формулировать гипотезы, проводить эксперименты (реальные или мысленные), интерпретировать результаты и представлять свои выводы.
Внедрение проблемного обучения требует от учителя изменения подхода к преподаванию. Учитель создает стимулирующую среду, предоставляет ресурсы и помогает ученикам преодолевать трудности.
Преимущество проблемного обучения заключается в его универсальности. Оно может быть адаптировано к различным темам и уровням подготовки учащихся. Важно, чтобы проблема была сформулирована четко и соответствовала возрастным особенностям и знаниям учеников.
Когда применять?
Проблемные ситуации эффективны на разных этапах урока: в начале – для актуализации знаний и вовлечения, в середине – для углубленного анализа и развития критического мышления, в конце – для обобщения материала.
Эффективность проблемного обучения повышается при использовании реальных жизненных ситуаций, стимулирующих интерес и мотивацию учащихся к поиску ответов.
Пример проблемного вопроса в химии: "Почему добавление поваренной соли зимой помогает растопить лед на дорогах?" Ответ требует понимания свойств растворов и влияния концентрации на температуру замерзания.
В биологии: "Как изменение климата может повлиять на распространение малярии?" Здесь необходимо проанализировать связь между температурой, жизненным циклом комаров и ареалом обитания паразита.
Зачем это нужно?
Это способствует развитию критического мышления, повышает интерес к предмету, связывает теорию с практикой, позволяя видеть применение знаний в жизни.
Почему это эффективно?
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность, побуждают к поиску решений и работе в команде, что способствует усвоению материала и формированию необходимых навыков.
В своей работе я использую книгу Демьянкова, Тяпкина А.П. "Сборник задач по биологии: Мир животных" здесь множество разноуровневых познавательных задач, которые можно использовать на уроках.
Некоторые проблемные вопросы из этой книги:
1.Выращиваемые на наших огородах морковь, свёкла, редька, капуста относятся к цветковым растениям. Почему же мы не видим их цветущими?
2. Представьте, что берёза обратилась к вам с вопросом о том, где ей лучше расти: в лесу, с другими берёзами или отдельно, посреди луга. Что вы ей посоветуете?
В чём она будет сомневаться? Убедите её в правильности вашего решения.
3. В тропических регионах не бывает зимы. Температура там весь год одинаково ровная. Можно ли там наблюдать листопад? Ответ обоснуйте.
4. Множество растений образуют вкусные съедобные плоды. Внутри плодов – семена. Зачем же растению тратить столько веществ на образование плодов, которые будут просто съедены животными? Ведь за счет этих веществ можно было бы создать гораздо больше семян, т.е. значительно повысить эффективность размножения. Разберитесь в этой проблеме.
5. Почему земноводные не могут иметь чешуйчатый покров, а пресмыкающиеся могут? Какова польза такого покрова в воде, на суше? Где он нужнее?
6. Кто более опасен для популяции: хищник или охотник? Многие охотники заявляют, что процесс охоты регулирует численность организмов и т.п., то есть они утверждают, что охота просто необходима для благополучия природы. Так ли это? Является ли охота или рыбалка фактором естественного отбора?
В конечном итоге, проблемное обучение способствует формированию активной, заинтересованной личности, способной к критическому мышлению и решению сложных задач, что является ключевым навыком в современном мире.