СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание программы по музыке для 1 класса с помощью КОНСТРУКТОРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ по обновлённой ФООП»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант программы по музыке для 1 класса, созданной с помощью КОНСТРУКТОРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ по обновлённой ФООП.

Просмотр содержимого документа
««Создание программы по музыке для 1 класса с помощью КОНСТРУКТОРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ по обновлённой ФООП»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ "Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова"


РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

ОБОУ «Лицей-интернат

пос. им. Маршала Жукова»

(протокол № от 2022 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ____от ___ ___ 2022

Директор

ОБОУ «Лицей-интернат

Пос. им. Маршала Жукова»

______________ Л.И. Рагулина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2465842)

учебного предмета

«Музыка»

для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Прилуцкая Оксана Владимировна

учитель музыки








пос. им. Маршала Жукова 2022





СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………………………….….

2

Содержание учебного предмета «Музыка»…………...……………………………..

5

Планируемые образовательные результаты……………………...………………….

7

Тематическое планирование………………………………………………………….

9

Поурочное планирование …………………………………..………………………..

23

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………..

24







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения.

В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

  • Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

  • Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

  • Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

  • Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

  • Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования.

  • Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.


  • Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

  • Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

  • Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».


Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

Весь мир звучит.

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд.

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации.

Музыкальный язык

Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).

Штрихи (стаккато, легато, акцент и  др.)

Ритм.

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Высота звуков.

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре.
Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.

Мелодический рисунок

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор.

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).

Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России.

Сказки и легенды о музыке и музыкантах


Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).


Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.


Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит«уметь слушать музыку»?

Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.

Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др.

Понятие жанра. Песня, танец, марш.


Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

Театр оперы и балета

Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр

в музыкальном спектакле.

Кто создаёт музыкальный спектакль?

Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы,

балерины и танцовщики, художники и т. д

Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение.

Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.

Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные пейзажи.

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей.

Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

Музыкальные портреты.

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника.

Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

Музыка на войне, музыка о войне.

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:


Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: облюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,

формируемые при изучении предмета «Музыка»:


1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

системам- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.


Работа с информацией:

выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.


2. Овладение универсальными коммуникативными действиями


Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять

эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,

чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.


Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


Совместная деятельность (сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.



3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

  • с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

  • сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

  • осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

  • имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

  • с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
    стремятся к расширению своего музыкального кругозора.


Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:





Модуль №1 «Музыкальная грамота»:


  • классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

  • различать элементы музыкального языка (регистр, динамика, мелодия, аккомпанемент, штрихи и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

  • различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

  • исполнять песни с простым мелодическим рисунком.




Модуль № 2 «Народная музыка России»:


  • определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

  • определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

  • группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

  • определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

  • различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

  • создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

  • исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

  • участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.




Модуль № 3 «Музыка народов мира»:


  • различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

  • определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;



Модуль № 4 «Духовная музыка»:


  • определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;



Модуль № 5 «Классическая музыка»:


  • различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

  • различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

  • исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

  • воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления

  • от музыкального восприятия;

  • характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

  • соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.



Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:


  • определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет);

  • узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

  • отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф,

  • певец, художник и др.



Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»


  • исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

  • воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость

  • (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

  • осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.



Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п



Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Виды
деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для
слушания

для
пения

для
музицирования



Модуль 1. Музыкальная грамота

1.1 (А)

Весь мир звучит

1



Е.Крылатов "Колыбельная медведицы" В.А.Моцарт "Турецкий марш" Русские народные песни: солдатские, обрядовые, колыбельные

И.Крутой "Первоклассники"

"Во поле берёза стояла" русская народная песня

Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.;

https://www.youtube.com/watch?v=lw808Ek0_wM&t=6s


1.2 (Б)

Звукоряд

1



М.С.Толмачёва "Песенка про звукоряд" В.Герчик "Нотный хоровод"

Г.Струве "Песенка о гамме"
"33 родных сестрицы

"Во поле берёза стояла" русская народная песня

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.;

Российская Электронная Школа

1.3 (В)

Интонация

1



"Адажио" Д.Штейбельт "Первая утрата" Р.Шуман Песня-игра "На лугу" "33 родных сестрицы"
Кукушка. К. Дакен.

Г.Струве "Песенка о гамме"
"33 родных сестрицы

"Ой, блины, блины, блины" русская народная песня

Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и  др.) характера.Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражне- ний, песен, вокальные и инструментальные импровиза- ции на основе данных интонаций.Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций

Российская Электронная Школа

1.4 (Ж)

Музыкальный язык

1



Азбука. А. Островский, слова З. Петровой.

Алфавит. Р. Паулс, сл И. Резника

. О. Юдахина,сл В. Ключникова. Семь подружек.

"Ой, блины, блины, блины" русская народная песня

Знакомство с элементами музыкального языка, специаль- ными терминами, их обозначением в нотной записи.Определение изученных элементов на слух при восприя- тии музыкальных произведений.

Российская Электронная Школа

1.5 (З)

Высота звуков

1




Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой. Скворушка прощается. Т. По-патенко, слова М. Ивенсен.


"Светит месяц, светит ясный" русская народная песня

Освоение понятий «выше-ниже». Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Просле- живание по нотной записи отдельных мотивов,

Российская Электронная Школа

1.6 (И)

Мелодия

1



Октябрь («Осенняя песня»). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой. Скворушка прощается. Т. По-патенко, слова М. Ивенсен.


"Светит месяц, светит ясный" русская народная песня

Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковы- сотных музыкальных инструментах) различных мелоди- ческих рисунков.

Российская Электронная Школа

Итого по модулю

6


Модуль 2. Народная музыка России

2.1 (А)

Край, в котором ты живёшь

1



Д.Б.Кабалевский "Наш край" Г.Струве "Моя Россия" Г.Струве "Что мы Родиной зовём"

Ю.Чичков "Здравствуй, Родина моя"

"Светит месяц, светит ясный" русская народная песня

Разучивание, исполнение образцов традиционного фоль- клора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607




















2.2 (Б)

Русский фольклор

2



"Приходите в гости к нам" -песня из к/ф "Там, на неведомых дорожках" В.Дашкевич "Кикимора. Народные сказания" А.К.Лядов "Песня кикиморы" Ольга Ш. "Песенка про Лешего" Н.Масленникова

"Баба-Яга", песенкадразнилка, обр. М.Иорданског

"Ой, при лужку, при лужке" русская народная песня

Участие в коллективной традиционной музыкальной игре.;

Российская Электронная Школа

2.3 (В)

Русские народные музыкальные инструменты

1



"На горе-то калина" русская народная песня "Ах, вы сени" русская народная мелодия "Во саду ли, в огороде" русская народная песня "Светит месяц" русская народная песня

песня "Моя Россия" Г.Струве

"Ой, при лужку, при лужке" русская народная песня

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.;

Российская Электронная Школа

2.4 (Г)

Сказки, мифы и легенды

1



"Песня Водяного" из м/ф "Летучий корабль" М.Дунаевский "Баба-Яга" группа "Ариэль" "Баба-Яга" П.И.Чайковский
Былина о Садко.

песня "Моя Россия" Г.Струве

"Ой, при лужку, при лужке" русская народная песня

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.В инструментальной музыке определение на слух музы- кальных интонаций речитативного характера.Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и  литературным произведениям.

Российская Электронная Школа

2.5 (Е)

Народные праздники

1



"Ой, сад во дворе" русская народная песня "Земелюшка чернозём" хороводная песня "Ой, честная Масленица, ой!" "Прощай, Масленица" из оперы Н.А.РимскогоКорсакова "Снегурочка" П.И.Чайковский "Масленица. Февраль" из цикла "Времена года

песня "Моя Россия" Г.Струве "Ой, блины, блины, блины" русская народная песня

"Ой, при лужку, при лужке" русская народная песня

Рождественские колядки и рождественские песни народовмира

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, быто- вавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре

https://muzyrok.ru/


Итого по модулю

6


Модуль 3. Музыка народов мира

3.1 (А)

Музыка наших соседей

1



Дудочка, белорусская н.п.. Пастушья, французская н.п.

Эст. нар песня

«У каждого

свой музыкальный инструмент».


Эст. нар песня

«У каждого

свой музыкальный инструмент».


Знакомство с особенностями музы- кального фольклора народов других стран

https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl



Итого по модулю

1


Модуль 4. Духовная музыка

4.1 (Б)

Песни верующих

1



Утренняя молитва;

В церкви.

П. Чайковский.



Знакомство с произведениями светской музыки, в кото- рых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl



Итого по модулю

1


Модуль 5. Классическая музыка

5.1 (А)

Композитор-исполнитель-слушатель

1



П.И.Чайковский

"Щелкунчик"

М.И.Глинка

"Жаворонок"

"Кошка

беспородная"

И.Крутой

"Первоклассники"

"Во поле берёза

стояла" русская

народная песня

Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).;

https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl



5.2 (Б)

Композиторы - детям

3



С.С.Прокофьев

"Пятнашки" из

фортепианного

цикла "Детская

музыка"

С.С.Прокофьев

"Марш" из оперы

"Любовь к трём

апельсинам"

И.Крутой

"Первоклассники"

"Во поле берёза

стояла" русская

народная песня

Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен.;

https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl



5.3 (Г)

Музыкальные инструменты

1



Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.



Слушание пьес в исполнении на клавесине.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl



Итого по модулю

5









Модуль 6. Современная музыкальная культура

6


0









Итого по модулю

0


Модуль 7. Музыка театра и кино

7.1 (А)

Музыкальная сказка на сцене, на экране

2



опера-сказка М.Красева "МухаЦокотуха"

"Капельки" В.Павленко

Песня-игра «Стоит в поле теремок»

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкаль- но-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу».Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки.

Инфоурок, Российская Электронная Школа



7.2 (Б)

Театр оперы и балета

1



Опера "Волк и семеро козлят" Коваль

Песня-игра «Стоит в поле теремок»


Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Определение особенностей балетного и оперного спектак- ля.



7.3 (Ж)

Кто создаёт музыкальный спектакль?

1



Заключительный хор. Из оперы «Муха-Цокотуха». М. Красев,


Песня-игра «Стоит в поле теремок»


. Знакомство с миром театраль- ных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др.



Итого по модулю

4









Модуль 8. Музыка в жизни человека

8.1 (А)

Красота и вдохновение

2



Ты откуда, музыка?Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салма-

нов. Вечерняя сказка. А. Хачатурян.



Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии. Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку».Выстраивание хорового унисона — вокального и психологического. Одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра. Разучивание, исполнение красивой песни. На выбор или факультативно: Разучивание хоровода, социальные танцы

Инфоурок, Российская Электронная Школа



8.2 (Б)

Музыкальные пейзажи

2



Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ

Пастораль. Из Музыкальных иллю-

страций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Добрый день. Я. Дубравин,

. Утро. А. Парцхаладзе,
.


Слушание произведений программной музыки, посвящён- ной образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

Инфоурок, Российская Электронная Школа


8.3 (В)

Музыкальные портреты

2



Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Спасибо. И. Арсеев,

Праздник бабушек и мам.

М. Славкин,.


Слушание произведений вокальной, программной инстру-ментальной музыки, посвящённой образам людей, сказоч-ных персонажей.

Инфоурок, Российская Электронная Школа


8.4 (Г)

Какой же праздник без музыки?

3



"Песенка-зарядка"

В. Богатырёв

Музыкально-

ритмическая игра

"Кто живёт в лесу"

Танец "Пяточка

носочек", "Ты

потопай вместе с

нами топ и топ"

Музыкально-

ритмическая игра

"Погремушки"


Почему медведь зимойспит. Л. Книппер

Зимняя сказка. С. Крылова.

Бременские музыканты. Из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина

Разучивание и исполнение тематических песен к ближай- шему празднику.Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?

Инфоурок, Российская Электронная Школа



8.5 (Е)

Музыка на войне, музыка о войне

1



.Песня о маленьком трубаче. С. Никитин,

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Солдатушки, бравы ребятушки рнп


Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.



Итого по модулю

10





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Модуль



Тема урока

Дата изучения

Количество часов


Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1

8(А)

Красота и вдохновение. И музы вечная со мной….»


1



Устный опрос

2

8(А)

Красота и вдохновение. Хоровод Муз.


1



Устный опрос

3

1 (А)

Повсюду музыка слышна.


1



Устный опрос

4

1 (И)

Душа музыки – мелодия.


1



Устный опрос

5

8 (Б)

Музыкальные пейзажи. Музыка осени.



1



Устный опрос

6

1 (Б)

Звукоряд. №Азбука, азбука, каждому нужна!»


1



Устный опрос

7

1(Ж)

Музыкальный язык. Стаккато, легато, форте, пиано.


1



Устный опрос

8

1 (З)

Высота звуков. Сочини мелодию.


1



Устный опрос

9

1 (В)

Интонация.


1



Устный опрос

10

2 (А)

Край, в котором ты живёшь.


1



Устный опрос

11

2 (В)

Русские народные музыкальные инструменты. Свирель, гусли, рожок.


1



Устный опрос

12

2 (Г)

Сказки, мифы, легенды. Из русского былинного сказа. «Садко»


1



Устный опрос

13

2 (Б)

Русский фольклор. Разыграй песню.


1



Устный опрос

14

2 (Б)

Русский фольклор. Баба Яга. Разыграй сказку.


1



Устный опрос

15

8 (Г)

Какой же праздник без музыки? Добрый праздник среди зимы.


1



Устный опрос

16

2 (Е)

Народные праздники. Родной обычай старины.


1



Устный опрос

17

5 (А)

Художник, поэт, композитор, слушатель.


1



Устный опрос

18

8 (В)

Звучащие картины.


1



Устный опрос

19

8 (Б)

Музыкальные пейзажи. Музыка утра, музыка вечера.


1



Устный опрос

20

4 (Б)

Песни верующих. Утренняя молитва.


1



Устный опрос

21

5 (Б)

Композиторы – детям. Чайковский «Детский альбом!


1



Устный опрос

22

8 (В)

Музыкальные портреты. О чём говорит музыка?


1



Устный опрос

23

8 (Е)

Музыка на войне, музыка о войне. Музы не молчали!


1



Устный опрос

24

8 (Г)

Какой же праздник без музыки? Мамин праздник.


1



Устный опрос

25

5 (Б)

Композиторы – детям. Сказка о жанрах.


1



Устный опрос

26

5 (Б)

Композиторы – детям. Песни, танцы, марши.


1



Устный опрос

27

3 (А)

Музыка наших соседей. У каждого свой музыкальный инструмент.


1



Устный опрос

28

5 (Г)

Музыкальные инструменты. Лютня, клавесин.


1



Устный опрос

29

8 (Г)

Какой же праздник без музыки? Музыка в цирке.


1



Устный опрос

30

7 (Б)

Театр оперы и балета. Дом, который звучит.



1



Устный опрос

31

7(Ж)

Кто создаёт музыкальный спектакль?


1



Устный опрос

32

7 (А)

Музыкальная сказка на сцене и на экране. Опера-сказка


1



Устный опрос

33

7 (А)

Музыкальная сказка на сцене и на экране. «Ничего на свете лучше нету!»


1



Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.


КОЛЛЕКЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ:

  1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

  2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

  3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

  4. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

  5. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/

  6. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru

  7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

  8. Портал «Российское образование http://www.edu.ru


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://bi2o2t.ru/training/sub

https://www.soloveycenter.pro/

https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vpr-matematika-4/

https://onlinetestpad.com/ru/tests

https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/

https://www.uchportal.ru/load/47-2-2

http://school-collection.edu.ru/

http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18

http://internet.chgk.info/

http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm

http://www.creatingmusic.com/

http://music.edu.ru/






















Одобрена

на заседании методического объединения

учителей начальной школы

Протокол № от _______ 2022

Председатель МО

___________ Алымова Н.И.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!