Обоснование актуальности создания психолого-педагогических классов
На основании письма министерства образования и науки Республики Татарстан №3365/22 от 17.03.2022 года муниципальным районам поручено в 2022/2023 учебном году создать психолого-педагогические классы. В Буинском муниципальном районе необходимо организовать такую работу в трех школах: МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ им. академика Р.З. Сагдеева», МБОУ «Гимназия им. М.М.Вахитова». Хочу коротко ознакомить Вас с Концепцией психолого-педагогического класса.
Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство выпускников не имеют четких предпочтений относительно будущей профессии и доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социально-личностные факторы. Тем не менее активное развитие социальных проектов, волонтерского движения и высокий уровень откликаемости общества на проблемы разных людей свидетельствуют о востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию.
Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Однако у предыдущего поколения специалистов не было опыта жизни.
Основная ролевая позиция учителя, способного обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества», хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.
Ожидаемые эффекты внедрения концепции
На уровне Республики Татарстан и на муниципальном уровне:
• повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
• повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию;
• снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
• развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
Понятийный аппарат концепции
Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются:
-избирательный принцип комплектования состава учащихся;
-профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности;
-обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
-наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами.
Целевая группа
Целевой группой являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.
Целевой группой программы психолого-педагогических классов являются обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).
Нормативно-правовые основы
и психолого-педагогические предпосылки создания психолого-педагогических классов
В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов (вы эти нормативы видите на слайде)
К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
• Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з);
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, до пущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115;
• Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Цели:
• выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;
• интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
Образовательные задачи:
• формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;
• предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
• развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
Организационные задачи:
• разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
• создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
• разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
Ожидаемые результаты
Для обучающихся:
-понимание своей индивидуальности;
-развитие эмоционального интеллекта;
-развитие личностных качеств и навыков;
-развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки;
-расширение представлений о мире людей и мире профессий;
-формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение;
-развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.
Для образовательных организаций общего образования:
-формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;
-совершенствование системы учета образовательных результатов школьников;
-повышение качества и персонализации образования;
-подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию;
-активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события);
-расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.
Для системы образования и общества в целом:
- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
-увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности;
- расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования;
-создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии;
-повышение психолого-педагогической культуры населения.
Этапы профилизации образовательной деятельности в процессе создания и функционирования психолого-педагогических классов
Компонент процесса | 1-й этап, пропедев- тический | 2-й этап, предпрофильный | 3-й этап, профильный |
Классы | 6–7 | 8–9 | 10–11 |
Приоритет в образова- тельной дея- тельности | Надпредметный | Межпредметный | Предметный |
Механизм реализации | Внеурочная деятельность / дополнительное образование | Внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика | Внеурочная деятельность / дополни- тельное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика |
На пропедевтическом и предпрофильном этапах (6–9 классы) происходит знакомство с основами педагогической профессии, условиями жизни в вузе.
На профильном этапе (10–11 классы) продолжается специализированное развитие личности обучающихся, формируются их запросы профессионального плана.
Профильное направление реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
В учебный план, помимо профильных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, биология, история), целесообразно включать следующие спецкурсы: (вы это видите на слайде)
• История психологии и педагогики;
• Современные образовательные технологии для школьников;
• Психология образования;
• Психология общения;
• SMART-образование;
• Педагогический дизайн;
• Психология творчества;
• Педагогическое проектирование;
• Психология цифрового обучения;
• Основы самопознания и саморазвития.
Основные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах:
1) деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование, геймификация);
2) образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);
3) проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);
4) коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).
Ресурсное обеспечение
1.5.1. Нормативно-правовое обеспечение
В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом.
Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
Кадровое обеспечение
Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации.
К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи). Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении.
Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области.
Требования к квалификации педагогов, реализующих программы психолого-педагогических классов, должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».
В данной концепции имеется примерные учебные планы, материалы по диагностике педагогической одаренности школьников.
Концепцию я вам направлю на электронные почты для работы.