СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание психолого-педагогических классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание психолого-педагогических классов»

Обоснование актуальности создания психолого-педагогических классов

На основании письма министерства образования и науки Республики Татарстан №3365/22 от 17.03.2022 года муниципальным районам поручено в 2022/2023 учебном году создать психолого-педагогические классы. В Буинском муниципальном районе необходимо организовать такую работу в трех школах: МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «СОШ им. академика Р.З. Сагдеева», МБОУ «Гимназия им. М.М.Вахитова». Хочу коротко ознакомить Вас с Концепцией психолого-педагогического класса.

Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство выпускников не имеют четких предпочтений относительно будущей профессии и доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социально-личностные факторы. Тем не менее активное развитие социальных проектов, волонтерского движения и высокий уровень откликаемости общества на проблемы разных людей свидетельствуют о востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию.

Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Однако у предыдущего поколения специалистов не было опыта жизни.

Основная ролевая позиция учителя, способного обучать детей цифрового поколения, – «организатор самообучающегося сообщества», хорошо ориентирующийся в информационной среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути.


Ожидаемые эффекты внедрения концепции

На уровне Республики Татарстан и на муниципальном уровне:

• повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;

• повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших педагогическую профессию по призванию;

• снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;

• развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.



Понятийный аппарат концепции

Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются:

-избирательный принцип комплектования состава учащихся;

-профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности;

-обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;

-наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами.



Целевая группа

Целевой группой являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого- педагогических классов.


Целевой группой программы психолого-педагогических классов являются обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители).




Нормативно-правовые основы

и психолого-педагогические предпосылки создания психолого-педагогических классов

В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов (вы эти нормативы видите на слайде)

К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;

• Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;


Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з);

• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254

«Об утверждении федерального перечня учебников, до пущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

• Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115;

• Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

• Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

• Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.



Цели:


• выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;

• интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.



Образовательные задачи:

• формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;

• предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);

• развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).


Организационные задачи:

• разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;

• создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;

• разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.


Ожидаемые результаты

Для обучающихся:

-понимание своей индивидуальности;

-развитие эмоционального интеллекта;

-развитие личностных качеств и навыков;

-развитие социальной активности и социальной ответственности, повышение самооценки;

-расширение представлений о мире людей и мире профессий;

-формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение;

-развитие психологических представлений об образовательном процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении педагогических задач, развитие навыков самообразования и организации образовательных, учебных событий, повышение мотивации к образовательной деятельности.



Для образовательных организаций общего образования:

-формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;

-совершенствование системы учета образовательных результатов школьников;

-повышение качества и персонализации образования;

-подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию;

-активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события);

-расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.


Для системы образования и общества в целом:

- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;

-увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности;

- расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования;

-создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии;

-повышение психолого-педагогической культуры населения.


Этапы профилизации образовательной деятельности в процессе создания и функционирования психолого-педагогических классов



Компонент процесса

1-й этап, пропедев-

тический

2-й этап, предпрофильный

3-й этап, профильный

Классы

6–7

8–9

10–11

Приоритет в образова-

тельной дея-

тельности

Надпредметный

Межпредметный

Предметный

Механизм реализации

Внеурочная деятельность / дополнительное образование

Внеурочная деятельность / дополнительное

образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика

Внеурочная деятельность / дополни- тельное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности / социальная практика



На пропедевтическом и предпрофильном этапах (6–9 классы) происходит знакомство с основами педагогической профессии, условиями жизни в вузе.

На профильном этапе (10–11 классы) продолжается специализированное развитие личности обучающихся, формируются их запросы профессионального плана.

Профильное направление реализуется в урочной и внеурочной деятельности.


В учебный план, помимо профильных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, биология, история), целесообразно включать следующие спецкурсы: (вы это видите на слайде)

• История психологии и педагогики;

• Современные образовательные технологии для школьников;

• Психология образования;

• Психология общения;

• SMART-образование;

• Педагогический дизайн;

• Психология творчества;

• Педагогическое проектирование;

• Психология цифрового обучения;

• Основы самопознания и саморазвития.


Основные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах:

1) деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование, геймификация);

2) образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);

3) проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);

4) коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).



Ресурсное обеспечение

1.5.1. Нормативно-правовое обеспечение

В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом.

Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.

Кадровое обеспечение

Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации.

К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи). Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении.

Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области.



Требования к квалификации педагогов, реализующих программы психолого-педагогических классов, должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».



В данной концепции имеется примерные учебные планы, материалы по диагностике педагогической одаренности школьников.

Концепцию я вам направлю на электронные почты для работы.